БЕЗ МЕНЯ.
Егору Летову — 55 лет. Специальный проект «Медузы».
«Ленинград», Гречка, «Громыка», RSAC, «НАИВ», «Комсомольск» и «Сансара» в трибьюте Егору Летову
«Медуза» представляет трибьют «Без меня» к 55-летию со дня рождения Егора Летова. Идея проекта, продюсеры записи — Елена Савельева и Елизавета Коровина. Альбом вышел 10 сентября 2019 года на лейбле Universal Music.
https://meduza.io/feature/2019/09/10/leningrad-grechka-gromyka-rsac-naiv-komsomolsk-i-sansara-v-tribyute-egoru-letovuЕлена Савельева: У Егора Летова никогда не было персонального трибьюта. Выходили два трибьюта «Гражданской обороне» в 2002 и 2003 годах, еще при жизни музыканта. Задумывая проект в год 55-летия Летова, мы интуитивно чувствовали нарастающую актуальность его песен. За семь месяцев работы релиз превратился буквально в бунтарский. Ярким отпечатком на нем останется протестное лето 2019 года. Тексты столь остры, что создается впечатление, что написаны только вчера. Радует, что выросло новое поколение, которое будет вдохновлено этими песнями, как и поколение 30 лет назад. Мы хотели привлечь молодых перспективных музыкантов и знаковых для нынешнего времени, уже состоявшихся артистов, — и дать возможность услышать эти песни тем, кто, возможно, ничего не знает про Летова, кроме того, что его именем хотели назвать аэропорт, и тем, кто хорошо знает Летова, но совсем не интересуется нынешней обоймой авторов. Мы благодарны всем музыкантам за отклик и подход к музыке и текстам Летова. Хотим выразить признательность за помощь и сотрудничество Фонду Егора Летова, Наталье Чумаковой, Сергею Летову, Сергею Попкову.
Ploho «Мы — лед»
Для нас, как сибирской группы, творчество Егора Летова — неотъемлемая часть музыкальной реальности практически с детства. Поэтому когда мы получили предложение принять участие в этом проекте, над ответом долго думать не пришлось. «Мы — лед» — в первую очередь мощнейший боевик «Гражданской обороны», который, как и многие другие песни 1987 года, был записан весьма нехитро и имеет много воздуха в звуке. Этот воздух интересно использовать, как пространство для экспериментов, когда пропускаешь песню через призму своей группы, своего звучания. Песни Летова и «Гражданской обороны» в последнее время заиграли с новой силой не случайно. Актуальность некоторых песен и даже целых альбомов сейчас зашкаливает. «Русское поле экспериментов» в самом разгаре и игнорировать этот факт уже ни у кого не получается.
Гречка «Все идет по плану»
На мой взгляд, не поучаствовать в таком проекте было бы огромным упущением. Я хоть и не являюсь большим фанатом «Гражданской обороны», но с большим уважением отношусь к Егору Летову. Когда я наткнулась на его творчество, оно не перевернуло мою жизнь, но стало дословным описанием моих чувств. Словно кто-то наконец придумал те слова, которые могут выразить мысли в моей голове. Я безумно уважаю Летова как поэта. Он невероятно чуткий и проницательный, это видно с первых строк. И он как никто другой заслуживает той славы, которая у него есть сейчас. С песней «Все идет по плану» у меня многое связано — я ее часто играла под гитару на уличных выступлениях. Все ее любили и просили спеть по несколько раз. Она — что-то типа голоса улиц, народная песня. Давать некое «второе дыхание» легендарным песням — это просто нереально круто.
«Ленинград» «Винтовка это праздник»
«Громыка» «Слава психонавтам»
Скорее, именно эта песня выбрала нас, а мы сделали все возможное, чтобы максимально тактично сделать ее нашей на три минуты и восемь секунд. Интересный факт для любознательных: это первая в мире песня «Гражданской обороны», в которой звучат сразу три модели стилофона — 350S, Gen X-1 и Beatbox. Как известно, у «Громыки» с Игорем Федоровичем Летовым похожие предпочтения в музыке — от ранних Pink Floyd до советской песни. Обладая базовыми навыками психоделического воображения, многие вещи с альбома «Звездопад» несложно представить и в репертуаре «Громыки». С точки же зрения политастрономии, Россию 20-го века в масштабах Солнечной системы решительно представляют два Игоря Федоровича — Стравинский и Летов. Это знают все, у кого есть беспонтовый телескоп и приличные наушники.
«НАИВ» «Сияние»
«Гражданская оборона» и Егор Летов — это классика «русского рока», одни из его радикальнейших основоположников! Сейчас они не очень знакомы молодому поколению слушателей, поэтому участие в таком проекте по «возвращению имен» считаем для себя очень важным и благородным делом. Мы выбрали песню «Сияние» потому, что не хотелось брать на переработку самые известные песни «Гражданской обороны» — они и так у всех на слуху и все всегда делают на них кавера… Захотелось творчески переосмыслить более поздний период творчества Летова и менее популярную композицию. «Сияние» — идеальный трек именно для этой цели, да и вообще просто хорошая песня!
RSAC «Долгая счастливая жизнь»
«Комсомольск» «Снаружи всех измерений»
Мы нередко делаем каверы на тех, кого любим, и с «Гражданской обороной» лишних вопросов не возникало. «Снаружи всех измерений» — яркий пример того, насколько разной может быть группа вообще. Знаем, что многим сложно воспринимать «ГО» из-за жесткой подачи Егора (которая, вообще-то, сама по себе уникальна), но тут все звучит как мечтательная баллада в духе классических рок-хитов. Не сказать, что это наша самая любимая песня Летова, но одна из самых знаковых — точно. Вся деятельность Егора — от песен его многочисленных групп до политической активности — давно воспринимается как культурный феномен, отражение в чем-то радикальных, но всегда личных идей. Мы же всегда будем удивляться этому горящему взгляду на вещи: чужому, свободному, ни на что не похожему. Поэтому сложно приписать творчеству Летова характеристики — плохо или хорошо, актуально или нет. Оно есть — и вот тут, и вот там, и везде в вечности, физически и метафизически.
«Сансара» «Отряд не заметил потери бойца»
Александр Гагарин: Наша история проста. Дело в том, что «Отряд не заметил потери бойца» я всегда пел просто как колыбельную — сначала своей старшей дочери Марго, затем младшей Мире. Даже не помню, как так вышло. Понятно, что у меня есть своя длинная история отношений с творчеством Егора, любимые альбомы, периоды и прочее, но тут это абсолютно неважно. Мы пришли в студию втроем и попробовали, как могли, зафиксировать то, что являлось частью нашей личной жизни. И виолончель Искандеора Ханнанова пришлась весьма кстати. В сущности это очень интимный момент, но кроме того еще и тот редкий случай когда «отряд» оказался более чуток и внимателен.
«Все как у людей» Noize MC в трибьюте Егору Летову
«Русское поле экспериментов»: народный трибьют
Это посвящение Егору Летову записали самые разные люди. Люди, которые хорошо знали Летова — и люди, которые просто слушают его музыку. Актеры, студенты, музыканты, рабочие, менеджеры, журналисты — и случайные прохожие, чей род занятий остался неизвестен. Они поют (или даже проговаривают) одну из самых известных песен Летова. Песню, слова которой не всегда бывают понятны — но в какой-то момент касаются каждого. Сегодня люди, для которых эта песня была написана, поют ее вместе с автором, без него, для него.
«Без меня». Бонус-треки Псой Короленко и еще два кавера
Одна из ключевых строчек Егора Летова гласит — «похоже, что это нехватка кого-то еще». «Медуза» публикует три неофициальных бонустрека, поступивших в редакцию, когда работа над трибьютом «Без меня» уже была завершена.
Псой Короленко «Без меня»
Псой Короленко: «Когда я стал думать про эту песню, важную для Егора Летова, особенно позднего, с его психоделически прочитанными семидесятыми, у меня в голове почему-то еще звучала знакомая и любимая с детства песня Джона Фогерти „Lodi“, которую я миллион раз переслушал на советской грампластинке „Звезды Эстрады“ в исполнении Тома Джонса. Когда я ее слушал, не понимая языка, воспринимая вокал как часть музыки, мне казалось, что там кто-то куда-то все время убегает. Может быть потому что она там называлась „Дорога в будущее“. И я тогда позвал в эту „дорогу“ именно этих музыкантов. Но главное то, что я вообще не выбирал песню — она выбрала меня».
В записи участвовали: Псой Короленко (вокал), Саша Дрей (саунд-продакшн, аранжировка, баритон сакс, гитара, кларнет, барабаны, бэк-вокал), Маша Василевская (скрипки, терменвокс, бэк-вокал), Фрэнк Лондон (труба), Дмитрий Ищенко (бас), Митя Уманский (бэк-вокал).
Шиш Брянский & Сигизмунд Тряпкин «Хороший автобус»
Московский поэт Кирилл Решетников, чьи песни известны в исполнении Псоя Короленко.
М.А.К.С. «Ночь»
Криптодуэт Всеволода Антонова и Романа Парыгина, зародившийся в недрах группы «Ленинград», положил на музыку стихотворение Егора Летова «Ночь» из альбома «Прыг-Скок».