"Колен вооружился щипчиками для ногтей и косо подстриг края
своих матовых век, чтобы придать взгляду таинственность"
Борис Виан "Пена дней" (1946, Франция)Гибридный иррациональный мир - сочетание гротеска и изящества. Виан - конструктор инакомирья.
Молодые люди, аристократы, благополучные и беспечные, жизнь затягивает их, как слепых рыб, в свои сети, и они, неспособные к выживанию, умирают. Пустые, как филигранные вазы из французского стекла. Главные герои - ходячие идеи и символы. Первая половина книги раскрывает их, вторая - разрушает и уничтожает.
Умная, злая, страшная насмешка Виана. В его мире нет надежды. Есть отчаяние, печаль, патология, разрушение.
>доктор Дерьмо нервно наблюдает, как стены оседают и окно становится величиной с носовой платок,
>в ее легких пустила ростки нимфея, прорастает, заполняя грудную клетку, красивый цветок небытия,
>на твоих ладонях лишь пена дней, жирная липкая пена дней...
>кумир поколения Жан-Соль Партр мертв,
>твой мир рушится, как карточный дом,
>и мышка бежит к кошке, умоляя ее съесть.
Смейся, восхищайся, рыдай
Виан великолепен
Реальность настигнет каждого
Уже в самом начале улицы толкалась толпа желающих пробраться в зал, где Жан-Соль Партр читал свою лекцию. Желающие прибегали к самым изощренным уловкам, чтобы обмануть бдительный надзор, призванный проверять подлинность билетов, так как в обращение были пущены десятки тысяч подделок.
Некоторые прибывали в катафалках, жандармы втыкали тогда в гроб длинную стальную пику, пригвождая их на веки вечные к дубу, несправедливо это было лишь по отношению к случайно затесавшимся всамделишным мертвецам, саваны которых оказывались после этого в плачевном виде. Другие выбрасывались с парашютом из специального самолета. Эти служили мишенью для пожарной команды, которая при помощи брандспойтов оттесняла их на сцену, где они самым жалким образом проваливались и тонули. Наконец, третьи пытались пробраться через канализацию. Но как только они хватались за край тротуара, чтобы выбраться на поверхность, их сбрасывали обратно, нанося подкованными башмаками жестокие удары прямо по суставам пальцев; остальное довершали крысы (с)