"Царь"как-то уж всё однобоко получается:
абсолютное зло VS абсолютное добро, первый лагерь представлен Грозным, второй-митрополитом Филиппом, и если в праведности Филиппа сомневаться в фильме не приходится, то у царя раздвоение личности налицо. И фраза
"как человек я грешен, но как царь-то я праведен!" это подтверждает.
Как человек каится, тянется к "свету", как царь же лютует, сеет зло и требует подчинения того же самого Филиппа,с которого сам и брал обещание говорить правду. Но, видимо, не ожидал, что тот ее буквально воспримет
атмосферой и монолитностью фильм напомнил слегка Тарковского, но у того ставка на глубокомысленные монологи делается, а у Лунгина всё предельно лапидарно и славБогу, ибо и без того нудно было смотреть.
безумноватого царя с его диким взглядом у Мамонова в принципе сыграть получилось.
Янковский хорош, бесспорно.
Охлобыстин юродивого еретика сыграл на отл., аж тошно было смотреть на его выкрутасы.
финал фильма гиперболизирован до смешного, некая аллюзии аля "мораль басни такова": проснулся царь, а царства и нет, а вот тебе, царь, ибо нехорошим был" - в таком ключе the end.