Будет ли финал «Игры престолов» и «Песни Льда и Пламени» одинаковым?
История, начатая Джорджем Мартином в 1991 году с образа мертвой лютоволчицы, скоро закончится. Отдавая права на экранизацию своего Magnum opus больше десяти лет назад, мог ли он представить, что первыми завершать этот долгий путь выпадет создателям сериала Дэвиду Беньоффу и Дэну Вайсу? Тем из книжных фанатов, кто хотел бы не знать, чем все закончится, придется смириться: обязательно найдется тот, кто расскажет, чей зад займет Железный трон и при каких обстоятельствах умрут (или выживут) остальные. Вопрос в том, насколько финал книг и сериала будет общим. Давайте разбираться.
Несколько лет назад, незадолго до старта шестого сезона, Джордж Мартин ответил на вопросы тех, кто боялся спойлеров. Это большой текст, мы выделим главную мысль:
Случай «Игры престолов» и «Песни льда и пламени», пожалуй, уникальный. Не припоминаю, чтобы хоть раз фильм или телесериал выходил на экраны тогда, когда книгу-источник еще продолжали писать. Так что когда вы спрашиваете меня, «заспойлерит ли телесериал книги», все, что я могу сказать — «да и нет» и в который уже раз добавить про эффект бабочки. Эти маленькие милые бабочки вымахали в могучих драконов. Некоторые «спойлеры», которые вы, возможно, увидите в шестом сезоне, могут оказаться совсем и не спойлерами… потому что телесериал и книги уже разошлись друг с другом, и дальше будут расходиться еще и еще.
Джордж Мартин в Not a Blog, 2016
Примерно с шестого сезона создатели сериала вышли за пределы написанных книг. Их сценарий основан на представлениях Джорджа Мартина о финале, но без подробностей:
Я грубо обрисовал Дэвиду и Дэну, о чем предполагаю писать, но без деталей, в которых вся соль и которые мной еще попросту не придуманы.
Джордж Мартин для Vanity Fair, 2014
И еще раз:
Главные вехи финала основаны на том, что я рассказал им [создателям сериала] пять или шесть лет тому назад. Но они могли что-то изменить, а я еще очень многое добавлю.
Джордж Мартин для Rolling Stone, 2019
Это случилось где-то между вторым и третьим сезоном. Создатели сериала тогда приехали к Джорджу Мартину в Санта Фе набросать примерный сценарный план на будущие сезоны, чтобы не завести кого-то из важных персонажей слишком далеко от развязки его судьбы, какой ее видел писатель в то время:
Большая удача, что Джордж работает с нами и является продюсером сериала. В прошлом году мы приехали на недельку в Санта Фе и просто обсуждали с ним, куда все идет, потому что не знали, в какой момент догоним его. Когда конец известен, некоторые вещи можно предусмотреть, поэтому-то мы и хотели узнать, чем все закончится — чтобы наметить пути. Мы прошлись буквально по каждому персонажу: какова судьба Дейнерис, Арьи? В некоторых случаях он рассказал явно давно придуманные вещи, но некоторые сюжетные линии в то время были довольно открытыми.
Дэвид Беньофф и Дэн Вайс для Vanity Fair, 2014
Позднее, уже имея подробный сценарный план восьмого сезона, создатели сериала оценили степень использования этих сведений из 2013 года в 90% (то есть 10% развязок они сочинили сами):
Между вторым и третьим сезоном мы встретились с Джорджем в Санта Фе, и он рассказал нам, над чем он работает и что должно произойти [в еще ненаписанных книгах]. Тогда-то мы и узнали о Ходоре и других развязках. Он поделился с нами очень интересными деталями, но не во всем он был уверен, потому многое придумывает в процессе работы, а нам, телевизионным сценаристам и создателям сериала, нужно строить планы заранее. Некоторые детали мы придумали позже, но основная часть развязок и кульминаций мы узнали именно тогда. Получив примерно 90% важных моментов финала, мы рассказали Джорджу свое видение оставшегося, чтобы узнать, насколько это согласуется с его представлениями <..> Кое-что из того, что мы узнали на той встрече, в сериале есть, кое-чего — нет. О некоторых сюжетных поворотах Джордж и сам не знал в это время, поэтому мы узнаем о них вместе с миллионами других читателей, когда книги выйдут.
Дэвид Беньофф и Дэн Вайс для Time, 2017
Джордж Мартин в свою очередь отметил, что он может лишь советовать, но движутся сценаристы к развязке все-таки своим путем:
Они вполне независимы, поверьте. Что хотят, то и делают. У меня нет никаких законных способов помешать им — ничего, что было бы предписано тем или иным контрактом. Но мы регулярно общаемся, а несколько лет назад у нас была решающая встреча, на которой я рассказал им самые важные сюжетные повороты и сюрпризы из еще не написанных книг. Однако не могу сказать, что они двигаются строго по канве. От моего сюжета много в чем отошли, причем довольно далеко.
Джордж Мартин для Медузы, 2017
Эти сюрпризы Мартин придумал давным-давно:
С 1994 или 1995 года я уже примерно знал, чем завершатся сюжетные линии главных героев, но для развития истории главного героя может понадобиться какой-то новый персонаж, который иногда оживает совершенно неожиданным образом. Вот он, вот сцена, а вот его история вдруг движется в новом направлении.
Джордж Мартин для Hollywood Reporter, 2019
Здесь мы можем обратиться к письму писателя своему агенту в далеком 1993 году, когда «Песнь Льда и Пламени» планировалась трилогией и должна была завершиться «решающей битвой» героев с Белыми Ходоками. В письме Мартин кратко описывает главные конфликты, называя главных действующих лиц. Вероятно, этих персонажей и можно считать «главными» — теми, чьи сюжетные линии он примерно знал с самого начала. Это письмо хорошо иллюстрирует то, как Мартин пишет: намечает главный конфликт, и дальше сюжет развивается по мере написания. Например, Кейтилин в письме умирает за Стеной от руки Белых Ходоков и, вероятно, становится ожившим мертвецом, а в книгах смерть настигает ее на Красной свадьбе и оживший труп превращается в Бессердечную. В обоих случаях она оживший мертвец, но обстоятельства превращения имеют огромное значение. Только представьте, что Красной свадьбы могло просто не быть.
Такой творческий подход позже Мартин сравнивает с выращиванием дерева, а себя причисляет к писателям-садовникам:
Писатели-садовники выкапывают ямку и закладывают в нее семечко, поливают своей кровью и наблюдают за тем, что же вырастет, какую бы форму оно ни приняло. Они знают, какое семя они взращивают — дуб или вяз, страшилку или научную фантастику, — но не знают, насколько большим оно вырастет и какую форму примет. Я в большей степени садовник, нежели архитектор.
Джордж Мартин для The Guardian, 2011
Или более прямолинейный вариант из письма:
Ты знаешь, что я не составляю план для романов, которые пишу, потому что теряю интерес, когда четко представляю, чем все закончится. У меня есть, однако, проработанные идеи и по общей композиции этой истории, и по судьбе многих главных героев этого произведения.
Письмо Джорджа Мартина своему агенту, 1993
Итак, Джордж Мартин не знает финала своей истории во всех деталях, и создателям сериала рассказал только те идеи, которые у него оформились в 2013 году. Этот финал может сильно изменится к тому времени, когда он закончит книги, что сценаристы тоже часто подчеркивают:
Ни мы, ни Джордж не хотим особо распространяться на эту тему, но и в сериале, и в книге будут лишь некоторые общие ключевые элементы. Читатели, посмотревшие сериал, будут сильно удивлены новыми книгами. По многим аспектам они будут сильно расходиться.
Дэвид Беньофф для EW, 2016
- Однако среди всех этих интервью есть и такие, где Мартин казалось бы высказывается совершенно иначе:
Я рассказал Дэвиду и Дэну главные идеи своей развязки. Мы говорили об этом несколько дней, но невозможно обсудить каждую подробность, судьбу каждого второстепенного или третьестепенного персонажа. Сериал ближе книгам, чем 97% других теле- и киноадаптаций, но он не пересказывает книги дословно. И не мог пересказать, иначе пришлось бы снимать еще сезонов пять.
О любой адаптации можно сказать, что [она — другая версия книги]. Сколько у нас там «Человеков-пауков»? Это Человек-паук из комиксов Стэна Ли, но не совсем. В одной версии с ним случаются такие вещи, которых не случается в другой. Разные воплощения одного. Тот же персонаж, те же ключевые моменты, но формат вынуждает рассказывать историю по-разному.
Я не думаю, что финал Дэвида и Дэна будет сильно отличаться от моего, разве что в отношении судьбы некоторых второстепенных персонажей. Споры о том, чья концовка лучше, конечно, будут. «Финал Дэвида и Дэна лучше, молодцы, что поменяли», — будут говорить одни. «Дэвид и Дэн все неправильно поняли, у Джорджа лучше», — будут отвечать другие. Это нормально. Для художественного произведения нет ничего хуже равнодушия.
Интервью для программы 60 Minutes, 2019
Джордж Мартин ранее говорил, что не читал сценарий 8-го сезона. Как следует из этого интервью, он до сих пор не знает точно, как создатели сериала завершат его историю. Однако теперь мы примерно знаем, что писатель будет говорить после завершения «Игры престолов» — это моя история, просто разные воплощения одного. Дипломатично. С точки зрения телевизионного продюсера, которым Мартин был почти 10 лет своей жизни, это не только дипломатично, но и правдиво. С точки зрения читателей разные экранизации, адаптации и перезапуски «Человека-паука» категорически разные.
Что касается влияния сериала на содержание книг, то Мартин категорически отвергает такую возможность:
Сериал — это сериал, сейчас он живет своей собственной жизнью. Конечно, я все еще причастен к его созданию и участвовал в нем с самого начала, но основное внимание уделялось книгам. Надо помнить, что я начал писать эту историю в 1991 году, а с [создателями сериала] Дэвидом и Дэном познакомился только в 2007. Я прожил с этим миром и его героями шестнадцать лет еще до того, как мы начали работать над сериалом. В моей голове они давно приняли вполне определенный вид, и я не собираюсь ничего менять из-за сериала, или моей реакции на сериал, или того, что думают поклонники. Я все еще пишу ту самую историю, которую начал писать в начале девяностых.
Джордж Мартин для Time, 2017
Таким образом, книги и сериал в общих чертах будут иметь общий финал, но герои истории придут к нему разными путями. Для кого-то знание о том, почему Белые Ходоки пробудились, как их победят и кто займет Железный трон вполне достаточно, чтобы перестать ждать книги. Кому-то этого мало, но для них сериал станет лишь синопсисом книг.
Сам Джордж Мартин все еще работает над «Ветрами зимы»: «Пара моих верных помощников приковали меня к пишущей машинке и кормили только здоровой пищей! Она отвратительная!» — со смехом описал Мартин последние месяцы работы. На прошлой неделе он все-таки прервал уединение ради премьеры последнего сезона в Нью-Йорке. Он тепло отозвался о пройденном пути и отметил:
Знаю, что это конец, но мне он видится не вполне окончательным. Я все еще пишу книги, а пять идей для сериалов-наследников все еще находятся в разработке. Думается, все покинут Вестерос, а я все еще буду болтаться где-то там.
Джордж Мартин для Hollywood Reporter, 2019