Жанр: мюзикл, драма, комедия.
Режиссёр: Валерий Тодоровский
В Ролях: Антон Шагин —
Мэлс Бирюков (Мэл)Оксана Акиньшина —
Полина (Польза)Евгения Брик —
КатяМаксим Матвеев —
Фёдор (Фрэд)Игорь Войнаровский —
Борис (Боб)Константин Балакирев —
ДрынЕкатерина Вилкова —
БэтсиСергей Гармаш —
отец МэлсаОлег Янковский —
отец ФрэдаЛеонид Ярмольник —
отец БобаИрина Розанова —
мать ПользыАлексей Горбунов —
бывший саксофонистЧем свободней человек, тем он проще одет. (c)
Два с гаком часа надо мною дамокловым мечом нависало недоумение. Для полноты картины, перед простмотром нужно было ритуально изречь, перефразируя пресловутого Сашу Белого: "могут стрелять по вам, а зацепят меня". На протяжении двух с хреном часов рядом со мной лежал остро заточенный кинжал из слоновой кости, который я намеревался, дождавшись титров, вонзить в мясистую грудь "Стиляг", вырезать сердце и демонстративно его сожрать. Вот незадача-то, титры идут, а кинжал и на милиметр не сдвинулся с того места.
Для начала следует поделиться недоумением: лично я ожидал простой, как забор, наивный молодёжный мюзикл, к тому же отечественного производства, что уже звучит как смертный приговор через повешенье с сажанием на кол. Получил же - весьма самобытную работу, на шедевральность не претендующую, но и набитой зелёными бумажками пустышкой не являющуюся.
Действие разворачивается в Москве 55-го года, в месте, изящно балансирующем на грани дремучего совкового реализма и антиутопии. "Жлобов" - тусклая толпа комсомольцев-работяг, эдакая Серая Слизь, ведёт непрерывную холодную войну со "Стилягами" - повстанческой молодёжью, попавшей под губительное(?) влияние американской культуры и зажигающей периодически тайные партсобрания в конспиративных квартирах, где они непрестанно предаются праздности и танцуют Буги-Вуги. Главный их враг - ударная сила "жлобов", эдакие комсомольские "Пожарники" в серых одеждах, устраивающие рейды на убежища "Стиляг", хватающие их за задницы и обрезающие им галстуки for great justice, во главе которых мастермайндом стоит суровая, преданная идеологии комиссар Катя - самый, на мой взгляд, яркий персонаж истории. Цветастые костюмы приравниваются к фашистской униформе, а пышные причёски а-ля Элвис - к гитлеровской чёлке.
Начинается всё донельзя наивной историей о простом парнишке из "пожарной" гвардии, который, проникшись идеалами "Стиляг", ведомый любовию-с-первого-взгляда к самой гламурной особе из данной секты, сам надевает жёлтый пиджак, учится танцевать и отправляется в их цитадель разврата - завоёвывать сердце своей зазнобы. Ему это, конечно же, удаётся, благодаря контрабандному саксофону, который он закупает буквально из-под полы. К слову, много времени ему на его освоение не понадобилось - едва он вытащил из ножен свой духовой Экскалибур, как из зеркала ему явился, видимо, сам Чарльз Паркер и за пять минут сделал из него виртуоза чудо-дудки.
Впрочем, за 55-ым годом наступает, как нетрудно догадаться, 56-ой. Фред, стержень стиляжьего движения, улетает в Америку, молодецкий пыл цветастой молодёжи постепенно угасает и железной пяткой на гениталии героям наступает суровая совковая реальность, от которой никуда, увы, не денешься. На фоне бодрой, заводной и оптимистичной первой половины фильма вторая смотрится довольно тяжело и гнетуще, хоть и заканчивается всё, вроде бы, относительно хэппи-эндно.
Так вот, самая поразительная (для отечественного-то кинематографа) вещь - здесь не к чему придраться. Визуально - всё великолепно. Отличнейшая игра актёров (Станиславский, наверное, утёр бы слёзы умиления), замечательная операторская работа (видимо, плохих операторов сбрасывают со скалы в российскую фантастику) и дивно исполненные музыкальные номера (половина которых, если не больше, является удачно адаптированными каверами песен таких монстров, как Браво, Чайф, Наутилус и т.п.) - всё это стоит монолитом, нерушимым никакой, даже самой придирчивой и неадекватной критикой. Сюжет тоже удивил - нет здесь ключевой идеи, хотя поначалу, казалось бы, идея доминирует лишь одна. Каждый может найти здесь что-то близкое для себя. Пребывание среди гламурной неформальной молодёжи к концу фильма уже не преподносится как смысл существования, а фраза Фреда, стоящая в эпиграфе рецензии, несмотря на крайне негативное её восприятие главным героем, является на мой скромный взгляд чуть ли не главной во всём фильме.
Вердикт: рекомендованно к просмотру всем, кто не тяготит себя предрассудками на тему мюзиклов, отечественного кино и молодёжной тематики. К сожалению, вряд ли таких много найдётся. Однако, я преодолел все три, заставил себя посмотреть и ни капли не жалею. Посмотрите это хотя бы ради музыкального номера Кати под музыку Наутилуса.
И именно это я считаю главным фильмом года, отнюдь не ущербный "Обитаемый Остров".