Сплит (2016)Американский режиссер индийского происхождения М. Найт Шьямалан работает основном в нише малобюджетного жанрового кино. Его фильмы держат интерес зрителя за счет интригующего сюжета и неожиданной, иногда шокирующей, концовки. Самым кассовым в этом смысле оказалось шьямалановское "Шестое чувство".
Попытки снять блокбастер у этого режиссера пока что оказываются неудачными, если вспомнить его "Повелителя стихий" и "После нашей эры". Поэтому в последнее время он снова вернулся к малобюджетным фильмам "камерного" формата: после удачного "Визита" последовал "Сплит", который вышел в прокат на этой неделе и у которого хорошие прогнозы относительного его кассовости. А что для этого нужно режиссеру? Интересная тема, желательно простенький сюжет (чтобы зритель, как после "Прибытия" не вышел зевая), хороший популярный актер и более менее динамичный сюжет с саспенсом где надо, ну и резким сюжетным поворотом, т.н. "plot twist", который уже стал для Шьямалана традиционным.
Тема расщепления личности и множественных ипостасей одного человека широко известна благодаря личности Билли Миллигана, умершего не так давно. В 80-х Дэниел Киз написал о нем книгу "Таинственная история Билли Милигана". Из истории этого уникального человека и растут, собственно, ноги у всех фильмов про множественные личности типа "Идентификации", "Внутри" и вот и у "Сплита".
Но если в двух вышеупомянутых фильмах каждую личность играл отдельный актёр и только в финале зритель узнавал, что они - альтер эго одного человека, то в "Сплите" зрителю с самого начала известно, какой у главного героя диагноз множественная личность их всех играет один актёр - замечательный Джеймс МакЭвой, который виртуозно перевоплощается то в выдержанного педанта Денниса, то в чопорную Патрисия, то в девятилетнего Хедвика. Вероятно, режиссёр обратил внимание на МакЭвоя после фильма "Грязь", где его герой - полицейский-психопат отлично перевоплощался в женщину.
"Сплит" начинается бодро и зловеще: молодой человек среди бела дня похищает трех школьниц с парковки торгового центра, среди которых оказывается Кейси - девочка с трагическо-девиантным прошлым. Параллельно идет сюжетная линия, где к доктору Карен наведывается ее пациент Барри. Карен понимает важность изучения таких объектов, как ее пациент, и всячески его поддерживает и опекает. Барри - это один из личностей Кевина Крамба - человека, который в детстве был психически травмирован. И как можно предположить по разговорам доктора и пациента, путем совместной работы они добились того, чтобы активировалась и главенствовала положительная экстраверсивная ипостась Кевина - и это Барри. И вроде всё хорошо, но как наблюдательный врач Карен начинает замечать, что что-то с ним не так, и начинает подозревать, что перед ней не Барри, а другая ипостась Кевина.
А дальше нетрудно догадаться, что остальные личности Кевина, желающие "выйти к свету", начинают придумывать разные ухищрения, чтобы доминировать; начинают перетягивать "свет" на себя, дабы взять правление телом в свои руки и защитить Кевина Крамба...и доходят в этом деле до лютой крайности.
Вообще, самое интересное в этой истории с биологической точки зрения - огромные, пока что малоизученные, возможности человеческого мозга: ведь удивительно, что каждая из личностей имеет собственную память, предпочтения и особенности поведения. Если вспомнить Миллигана, то у 24 его альтер-личностей было 24 разных коэффициента интеллекта.
В "Сплите" Патрисия более сахарным диабетом, тогда как у других альтер эго Кевина такой болезни нет. Шьямалан вольно допускает мысль, что множественные личности могут отличать не только по фенотипу, но и генотипу...О_о
"Сплит" - интересный динамичный триллер, где зерно саспенса Шьямалан сеет уже в самом начале: можно проследить как холодная атмосфера фильма постепенно нарастает, накаляется, чтобы ближе к концу особо впечатлительные, как я, сжимались в кресло от жутких сцен. И судя по некоторым моментам в фильме и по его концовке режиссер подготовил почву для сиквела, а может даже не одного. Так что нам остается только набраться терпения, чтобы узнать: сколько нужно будет режиссёру еще фильмов, чтобы познакомить нас со всеми личностями Кевина.
В финале, кстати, будет неожиданная отсылка в "Неуязвимому", которая уже натолкнула некоторых киноманов на мысль, что Шьямалан создает свою Вселенную выдуманных персонажей. Ну не знаю. Посмотрим. Буду ждать продолжения этой истории