Во-первых, скажу, что все выбранные альбомы записаны в 70-х-90-х за границей. В русском роке найдутся, конечно же, еще десятки достойных примеров. Выбирались, в основном, широко известные альбомы, которые можно отнести к классическому року.
Во-вторых, все перечисленные альбомы я с музыкальной точки зрения очень люблю (и публика любит) и невысокое качество звука этому не помеха.
В-третьих, давайте определимся, что я понимаю под плохим качеством звука на альбоме:
1. Плохая изначальная запись (перегруженность, шум пленки или низкая разрядность АЦП, небрежность самих музыкантов при записи);
2. Плохое сведение (плохо слышны или наоборот выпячены отдельные инструменты, избыточное количество используемых эффектов);
3. «Мутный» микс (перекомпрессирование на мастеринге или переаранжировка в процессе записи).
Это не хит-парад, здесь нет иерархии, это просто 10 альбомов:
1. PINK FLOYD – A momentary lapse of reason (1987)
Пинк Флойд определенно считаются эталоном звука в рок-музыке. Однако, и их 80-е годы не обошли стороной. Как известно, альбом впервые в истории группы записывался в домашней студии (располагавшейся на яхте Гилмора) на цифровой магнитофон. Записан альбом с точки зрения исполнительства на высоте. Но с точки зрения чистоты записи: сравните в наушниках со звуком на Dark side of the moon или Wish you were here. Муть мутью. Однако за счет использования кучи эффектов, компрессии и синтезаторов альбом первоначально производит яркое впечатление (как и все альбомы 80-х).
По какой песне оценить: One slip
2. Yes – Going for the one (1977)
Еще один наполнитель формата SACD, тотем аудиофилов и клиент дизайн-студии Hypnosis. Альбом записывался в Швейцарии на очень мощной по тем временам аппаратуре. В записи поучаствовал даже орган из местной церкви. Но, к сожалению, кристально чистую запись можно слышать только в тех местах альбома, где играет минимум инструментов (например, в Turn of the century – гитара и голос). С началом «стены звука» (рок-группа+орган+инструментальные подкладочки+вокальные гармонии) начинается ТАКАЯ муть, что я долгое время думал, что вместо оцифровки LP в формате loseless FLAC я слушаю MP3 (из серии 30 альбомов на одном компакт-диске).
По какой песне оценить: Parallels
3. KISS – Hotter than hell (1974)
Вы думаете, грандж изобрел Курт Кобейн? Послушайте этот альбом. Грязный гаражный звук, куча овердабов, потрескивания. Все бы ничего, но Джин Симмонс в интервью говорил про этот альбом: «Записан он был лучше дебютного альбома, а вот материал был не так хорош». Записан лучше?! Барабаны располагались в подвале студии? Почему я слышу какую-то кашу вместо барабанов с четкой атакой? Вы скажете: «Так барабаны записывали в лифтовой шахте!». Нет, это было на альбоме Destroyer. Тогда вы скажете: «Барабаны записывали в ванной!». Нет, это было на альбоме Rock and roll over. На этом альбоме барабаны просто плохо записаны или перекомпрессированы (там еще, говорят, было вырезанное восьмиминутное соло на барабанах). Ремастер 2014 года звучит, кстати, получше. А когда в 2003 году после прочтения интервью Джина Симмонса в журнале Classic Rock я послушал версию на диске издания CD-Maximum (которые еще наверняка записали туда преобразованный MP3 вместо CDA), я был просто в шоке.
По какой песне оценить: Got to choose
4. Paul McCartney – Off the ground (1993)
Данный альбом записывался в формате «живьем в студии» на цифровую аппаратуру с последующими овердабами и доработкой в режиме «оффлайн». И здесь присутствуют практически все признаки низкого качества, о которых я упомянул вначале. Вся звукорежиссерская работа выполнена с тем же качеством, с которым в клипе к одноименной песне наложено на хромакей изображение летающего Пола. То ли Маккартни пытался приблизиться к звуку 90-х (более отстраненный, электронный), то ли я не знаю что. Потому что в песне C’mon people, начиная с 3:37, у меня создается ощущение, что я вновь в 90-х и слушаю Дмитрия Маликова в передаче «Утренняя почта» с Юрием Николаевым. А музыкальный материал, написанный Маккартни для альбома, довольно неплох, хотя и не сравнится с London Town, например.
По какой песне оценить: Off the ground
5. Beach boys – Wild honey (1967)
Этот альбом является эталоном Lo-fi музыки. Собственно, в 60-х качеству записи (особенно для «сингловой» музыки) уделяли мало внимания. Вспомнить хотя бы песню Dave Clark Five – Anyway you want it, во время прослушивания которой барабанные перепонки собираются лопнуть (хотя сама песня – на все века). А Beatles, например, практиковали на стерео-версиях альбомов заимствованный у джазменов прием – четкое разведение инструментов по каналам, из-за чего прослушивание в наушниках становилось невыносимым.
Альбом Wild honey был записан вскоре после того, как у Beach boys не получилось поставить мир на уши записью Smiley smile (1967). Брайан Уилсон скатился в депрессию, и группа стала работать в домашней студии, причем сам Брайан не принимал активного участия в записи, отдав бразды правления младшему брату Карлу. Группа немного поменяла стиль – от «чистого», вокального рок-н-ролла к року более блюзовому, грубому. Все это сказалось на качестве записи. Хотя альбомы Beach boys 70-х годов для сравнения записаны довольно качественно.
По какой песне оценить: Here comes the night (не путать с версией на альбоме L.A. (1979))
6. Queen – Queen I (1973)
Основной проблемой первого альбома, по признанию самого Брайана Мэя, является переанжировка – то есть усложнение музыки экстенсивным путем за счет избыточного добавления большого числа партий (вокальных, гитарных). Собственно, это присутствует на всех альбомах Queen 70-х. Но на первом альбоме ребята, наконец, дорвавшиеся до студии, выложились в этом плане на всю катушку. Количество различных проигрышей, вставочек, соло здесь зашкаливает. При этом звук всех этих соло очень приближенный к слушателю, сухой. С одной стороны, я считаю такой способ записи скорее достоинством, но здесь это слишком выражено, что звучит грязно. Также раздражает наличие нескольких параллельно поющих голосов Меркьюри (именно не в гармонии, а просто параллельно поющих) или запись каждой строчки песни отдельным дублем, что производит впечатление какого-то балагана. Звук барабанов слишком сильно сжат по динамике. Также иногда очевидна неточная настройка инструментов, что также добавляет грязи в звучание. Но в плане материала данный дебютный альбом шедеврален! Это не просто глэм, это прогрессив! Все будущие «фишки» Queen растут отсюда.
По какой песне оценить: My Fairy King
7. Vinnie Vincent invasion – All systems go (1988)
Гитарный герой Винсент Кьюзано, поиграв с Дэном Хартманом и Кисс и насочиняв кучу хитов (например, Back on the streets – его песня), создал свою собственную группу, чтобы играть глэм-металл. Материал альбома очень хорош, голос хорош, гитарные скиллы – хороши. Но вот звук! Я слушал различные версии этого альбома, и при прослушивании любой из них складывалось ощущение, что звук «порезан». Как будто сменили частоту дискретизации. В области средних частот лежит муть, а наверху - как будто искусственно добавленные гармоники (в восьмидесятых цифровые восьмибитные процессоры эффектов делали так для восстановления звука). Добавляет бардака и хаотично записанное обилие гитарных и вокальных партий. Про сам технический процесс записи альбома мне не удалось найти никакой информации, за исключением того, что барабанщик в интервью говорил, что при записи гитары «все было очень громко».
По какой песне оценить: Love kills
8. Boston – Third stage (1986)
Потрясающий, мрачный «третий уровень» от Boston откровенно хорош в плане песен. Но для группы это был мучительный альбом: он готовился 6 лет. Лидер группы Том Шольц божился, что альбом – 100% аналоговый и записан на ту же самую аппаратуру и в том же самом подвале, что и первые два альбома. Но 6 лет не прошли даром для пленки, которая начала сильно сыпаться, из-за чего Шольцу пришлось обработать ее специальным составом, что добавило «стекла» и мутности в звучание. Также, в отличие от первых двух альбомов, здесь присутствуют сэмплированные барабаны (привет, 80-е!) и разработанный Шольцем гитарный процессор Rockman. Еще, по мнению вашего покорного слуги, дотянуть некоторые проблемные ноты вокалисту Делпу помогали технические приемы (например, изменение скорости пленки). Стоит отметить, что альбом до сих пор (в отличие от своих соседей по дискографии) не ремастерирован. Все, что мы имеем, это – оригинальное MCA издание и MFSL издание (последнее звучит получше). Также на youtube можно найти «самопальные» ремастеры, но это все, как мы понимаем, не то. Таким образом, имеем по звуку типичный мутный альбом 80-х годов.
По какой песне оценить: Amanda, Hollyann
9. Slade – Old new borrowed and blue (1974)
Еще один известный своим плохим качеством записи альбом. Здесь основная проблема, как мне кажется, - в том, что все записано на очень высокой громкости и в целом грязно. Пленка трещит, усилители – в насыщении, песочный овердрайв. Замечательно. Похожий эффект присутствует в песне KISS – Almost human (особенно на вокальном треке). Чувствуется мутность в звуке, хотя число инструментов минимально. Сам звук записанных инструментов – сухой. Но все это сдобрено на сведении и мастеринге щедрым ревербом Джон Леннон-стайл с малым временем задержки. Что, правда, придает записи аутентичности, делает ее похожей на записанную прямо в клубе, на концерте. Но давайте скажем честно, разве не этого эффекта сами Slade добивались? В случае с данным альбомом его плохое качество даже помогает. Во-первых, Slade в то время воспринимались как хулиганы, панки. Поэтому такое нигилистическое отношение к записи скорее сопутствовало. Во-вторых, на альбоме присутствует большое количество стилизованных по старину вещей, например, Find yourself a rainbow. Поэтому плохое качество записи придает дополнительный шарм, позволяя вернуться в эпоху 30-х, «тяжелых» пластинок 78-й скорости и репродукторов типа «тарелка».
По какой песне оценить: Don't Blame Me
10. Genesis – Invisible touch (1986)
Сколько нервных систем поломали 80-е с цифровой записью! Никто не считал?
Да, сравнивания звук данного альбома с ранними творениями Genesis, можно сразу сделать вывод: как четко все звучит! И бас какой ровный! И драм-машина, то есть, простите, барабаны как сочно звучат! Но, к сожалению, такой звук, настолько идеальный для саундтрека к калифорнийским боевикам 80-х годов, настолько же холодный и отстраненный для аудиофила. Слушатель пытается проникнуться записью, представить, что музыканты – здесь, рядом. Но это не получается. Между группой и меломаном – полиэтилен.
Находясь в поиске подходящего эпитета для описания звука, я неожиданно обнаружил слово: беззубый. Беззубый звук. Такое ощущение, что у Фила Коллинза нет зубов и он посвистывает. Или пародирует Лещенко. У гитары нет зубов. Моя гитарная педаль «Лель» выдавала более чистый звук (правда в ней не было цифровых цепей, только аналоговый «убей все живое» овердрайв). И сюда добрались проклятые компрессоры, заручившись поддержкой 16-битового АЦП. Каюсь, не слушал SACD-версию альбома. Достать ее непросто. Хотя, что-то надежд я не питаю. Хотя, а вдруг?
По какой песне оценить: Domino, Invisible touch