Есть такая муждународная акция
"Ночь музеев", которая проходит каждый год в мае.
В этом году Уфа в третий раз принимала в ней участие.
Основная цель акции – привлечь в музеи население, преимущественно молодежь, раскрыв двери
на всю ночь и сделав вход бесплатным или со скидкой По информации, найденной в многочисленных пресс-релизах и анонсах, в своем городе мы могли посетить 13 музеев и галерей.
Предыдущие Ночи музеев прошли мимо меня, а вот в эту решила поучаствовать.
Проснувшись в тот день после полудня, я была готова провести следующую ночь без сна.
Распечатав список мест — участников акции, мы с друзьями начали свое культурное шествие с
Национального музея РБ. Уже издали можно было заметить большое количество людей перед входом: кто-то ждал знакомых, кто-то вышел покурить. Оказавшись внутри и не обратив внимания на стройную колонну посетителей слева от входа, мы бодро зашагали в ближайший из залов. Как потом выяснилось, вход был платным,
и увиденная колонна была как раз очередью за билетами. Но поскольку никто их на входе не проверял, то мы без труда прошли «зайцами», сами того в тот момент не зная.
Одним словом, Национальный музей в угоду своей расчетливости нарушил принцип «бесплатности входа», видимо, по предыдущим годам смело предполагая, что поток людей будет большим, так зачем им даром полы пачкать?
Для внимательного и неспешного обхода всех залов Национального музея требуется не менее 3 часов. Но мы так долго не выдержали из-за духоты. Система вентиляции здания оставляла желать лучшего.
Иногда мне приходилось выходить в коридор, где было посвежее, чем в залах, к тому же стала мучить аллергия на пыль, поднимающуюся с пола. Так что через 1,5 часа я была вынуждена выскочить на свежий воздух, и то, что было выставлено на цокольном этаже музея – осталось для меня загадкой.
Далее по курсу нас ждал
Музей современного искусства им. Н. Лутфуллина. Перед входом в здание происходил какой-то непонятный перфоманс: мужчина, стоя на коленях в кругу зрителей, сделал холмик из земли и посыпал его сверху чем-то белым. Не постигнув смысла этого неведомого ритуала,
мы прошли внутрь обители искусства, который расположился на цокольном этаже жилого дома и состоит из двух залов: малого и большого. Вообще, у этого музея острая нехватка площади, поэтому зашедшие бегло осматривались и быстро выходили, чтобы уступить место другим.
При входе в большой зал можно было увидеть, как обычно, круглый стол, уставленный бутылками, соками и закуской.
Мол, встречаем посетителей хлебом-солью? Рассмотрев работы молодых художников – Олега Шишкина, Евгения Севастьянова и др., а также мэтра музея – Василя Ханнанова, мы отттуда свалили. Подруга на всякий случай предупредила входящих людей с детьми, мол, что там висит пизда.
Эту информацию отец семейства проверил и своих детей заводить не стал.
Третьим пунктом культурного марафона стал
«М-бар» (М-television), где нас ждала выставка живописи современных уфимских художников: вышупомянутого Евгения Севастьянова и Михаила Блинова.
При входе в это небольшое помещение первым делом ударил в нос алкогольный дух, сопровождаемый мыслью: «Ах, вот оно – вместилище богемы!»
В центре зала стоял диван, на котором вальяжно и со скучающим видом полулежал творец Севастьянов. Народ потягивал алкоголь из бокалов, изредка уделяя внимание развешенным на стенах картинам. А с них на нас скорбно смотрели обнаженные мужчины и женщины, беременные и просто с «пивным» животом, женщина с носом-пяточком, мужчина с женской грудью. Действительно, как не потянуться тут к стакану с крепким напитком?
Вскоре Севастьянов, подтверждая свой статус художника-акциониста, взобрался на столик и стал крутить бедрами в такт музыке, имитируя расстегивание своих брюк – одним словом, веселить собравшихся. И таким отчаянием от всего этого зрелища повеяло, что мы поспешили покинуть этот липкий чад и угар.
Кстати,
Евгений Севастьянов - самый эпатажный (а вероятно и единственный) художник Уфы (
Интервью 2009 г.). На своих выставках от устраивает различного рода перфомансы, а знаменит тем, что выложил портрет М. Рахимова из слонов.
В общем, этого товарища можно уважать уже за одно то, что он пытается встряхнуть застоявшееся болото культурной среды подобными выходками и ломает мозги махровым моралистам. Его картины - отдельная тема. Тут всё на любителя, зависит от расширенности сознания смотрящего, но легче всего, конечно, вскричать: "Ну и пиздец - ваше современное искусство!"
Помню, на выставке "Сплаттер-панк" молодого уфимского художника Олега Шишкина, одна тётка с хабальскими манера на весь зал восклицала: "И это Шишкин?! Да это Сыскин, а не Шишкин!"
Видимо, она пришла, думая увидеть работы другого Шишкина, который был Иван Иванович и любил рисовать леса, поля да степи.
Кто-то из нас, воображая себя заправским моралистом и, видимо, заразившись в «М-баре» пафосом, предложил очиститься от "этой скверны", посетив
дом-музей художника А.Тюлькина. Так показывали выставку репродукций картин Сандро Ботичелли. Взглянув на свою распечатку, увидели, что этот культурный объект работал до 23.00,
стрелки же часов к тому времени уже перевалили за полночь.
Не долго размышляя, тронулись в сторону
галереи«X-Max», где нас, как мы думали, ожидала выставка фотографий надгробий от финского фотохудожника Яна Кайла.
Будучи на авто, мы быстро перемещались по городу и надеялись охватить за ночь, если не всё, то многое. Вот наивные, вообразили, что всё будет открыто всю ночь!
Галерея
«X-Max» встретила нас закрытой дверью и тремя такими же, как мы, неудачниками, нерешительно стоявшими рядом.
Позже мы узнали, что «X-Max» тоже работал до 23.00, хотя в пресс-релисе время закрытия не было указано. Не солоно хлебавши, поехали в сторону Черниковки, веря, что
Музей боевой славы-то уж точно будет работать, написано же – до двух ночи! На деле оказалось, что работает-то он до 2-х, да запускают в него посетителей до часу.
(потом узнала, что там тоже был платный вход). В общем и оттуда мы ретировались с горьким чувством досады, переходящим во фрустрацию.
Желания ехать куда-то уже не было.
Вот такая вот куцая ночь музеев получилась. Новостные сайты РБ пестреют позитивной статистикой количества людей, посетивших музеи. Везде всё хорошо. А что насчет качества, господа?
Наши музейщики дюже спать хотели, побыстрее заперев свои обители искусства?
Ну-ну..
Фото: Валентин Еремеев, Игорь Парахин