Кажется, Лунгин под старость лет совсем спятил, и после многообещающего, интересного, захватывающего
Острова, тоже, конечно шитого белыми нитками и держащегося только на юродственном персонаже Мамонова и на операторской работе Андрея Жегалова, работавшего с Балабановым и Рогожкиным, снял
Царя, и вот теперь
Дирижёра... Лунгин, конечно, не из тех режиссёров, фильмы которого можно ждать с трепетом, он не такой, как Сокуров, или Муратова, Лунгин из тех, кто умеет снимать полную херню, типа комедии
Бедные родственники, например, 2005 года с Хабенским в главной роли; и примитивные методы работы с материалом были всегда, (скинхед, который узнаёт, что он еврей в Луна-парке это очень тонкий сценарный ход, да), и только, наверное, в
Такси-блюзе это сведено к минимуму, но в конце, в конце, когда Алексей Селивёрстов приехав из Штатов заваливается в коммуналку к Шлыкову с чемоданом импортных шмоток, швы скромности рвутся, как котлы паровоза, чтобы всех обдать паром лубка.
Ещё мне не нравится, что Лунгин стал навязчив и нравоучителен, как служитель маленького протестанского прихода, который только-только катехизировался и уверен, что может уже своим словом спасти весь мир, типичное поведение неофита, оно в принципе понятно, я тоже, если что-нибудь хорошее увижу-услышу, спешу это хорошее своим знакомым посоветовать, вот, например, последний альбом
Ladytron, с первого взгляда показавшийся невразумительным и скучноватым, с третьего плотно сел в моём плеере, но одно дело какой-то там альбом британской электроклэш-группы, другое жизнь и вечное. Но тут не неофитство со стороны Лунгина, тут скорее знакомство и соавторство с Иларионом (Алфеевым), который ораторию к фильму написал, и чьё имя на афишах в фильме мелькает. А кто такой Иларион? Это председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ни больше, ни меньше. Может быть даже проводник и мостик к спонсорам показа. А кто музыку заказывает, тот её и...
Персонажи в фильме Дирижёр делятся на три категории: на верующих... с настолько просветленными лицами, в которые почему-то сразу плюнуть хочется, которые, впрочем, в фильме страдают, и не от счастливой жизни паломничают по монастырям; на обывателей-атеистов, которые тоже мыкаются, и на подростков, которые, кажется, ближе всего находятся к первобытным христианским коммунам, но, конечно же, они все мудаки, потому что в Бога не веруют, а веруют в бульбулятор, и потому прямая им дорога в смерть, что и случается с сыном дирижёра Сашей, художником и наркоманом. Я сейчас вкратце вообще весь фильм расскажу, так что те, кто обязательно хочет посмотреть новый фильм Лунгина без спойлеров, чего я вам сразу не советую, не читайте.
Дирижёр Вячеслав Юрьевич Петров летит в Иерусалим с постановкой Страстей по Матфею, в Иерусалиме у него живёт сын-художник, который ушёл из дома, потому что обиделся на отца, который жмотил давать ему деньги на холсты, краски и вещества... У дирижёра есть помощник Сергей (внимание: вторая сюжетная линия), а жена значит у него верующая, а сам он атеист, и жена ему настолько надоела своим присутствием, что на рейс он покупает билеты не рядом, а в разных концах самолёта... и вот этот Сергей в самолёте знакомится и флиртует с просветлённой православием девушкой с двумя сыновьями на руках, почему она без мужа можно только догадаться, но наверное он умер, например его сбила машина или его зарезали в подъезде чеченцы, ну а что, вполне было бы в духе Лунгина, потому что эту просветленную девушку в конце фильма вместе с рядом других граждан взорвёт террорист-смертник, шахид.
Короче, жена помощника, Алла об этом узнает, и начинает натурально страдать, и доходит до того, что Сергей прямо перед концертом говорит жене "Я тебя не люблю", то есть даже не "Я тебя больше не люблю", а "Я тебя не люблю", а на концерте значит они оба поют свои партии, Алла сопрано, а Сергей баритон, ну, они вместе поют в хоре, и музыка их так одухотворяет, что Алла всё понимает, и хочет позвонить просветлённой православием девушке с двумя сыновьями на руках и примириться с ней, сказав, скорее всего, будь счастлива и береги его, и так далее, но она трубку не берет, а трубку берет какой-то мужик, который ей говорит, что просветлённая в больнице, потому что ее взорвал террорист. Алла мчится в больницу, и на её практически глазах на операционном столе умирает просветленная, нетрудно догадаться, что два сына будут ею усыновлены, что и примирит её с мужем, и он её наконец-то полюбит, наверное.
Есть там ещё один персонаж Евгений, тенор, которого дирижёр хочет выгнать из хора, потому что тот петь не умеет, он в аварию попал ранее, и в больнице валялся долго, голос не тренировал, и подсдал, а дирижёр его в Иерусалим брать не хочет, а тот начинает канючить, ну возьми меня, ну возьми меня, а дирижёр ни в какую, жёсткий такой мужик, авторитарный, ну а тот не успокаивается и на свои деньги покупает билет эконом-класса, и в самолете продолжает канючить, дирижер ни в какую, а потом, значит, после того как дирижёр узнает, что сын его повесился, не дождавшись отца, познаёт всю горечь жизни, и от души разрешает этому чисто астрахановскому герою спеть свою партию. Вячеслав Юрбевич просто понял, что Евгений одинок тоже, и если не он поможет ему, то кто, и вдруг если ему отказать, он тоже повесится, как и его сын, не дождавшись от отца ни любви ни денег.
В конце фильма дирижёр Вячеслав Юрьевич ходит с грустным лицом по улицам Иерусалима, с таким грустным, что в его бороде только кислой капусты не хватает, а на штанах пятен от горчицы, и у стены плача, конечно, околачивается, как же без этого, и в конце самом он приходит к могилке сына, лежит на ней и плачет, но уже поздно. А картину, которую дирижёру сын его Саша в завещание оставил, он выкидывает с какого-то моста, потому что это перерисовка картины Ганса Гольбейна Младшего "Мёртвый Христос в гробу", наверное, поэтому он её выкидывает, видно Вячеслав Юрьевич читал Достоевского, и всё понял.
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин. (Ф. М. Достоевский. Идиот.)3/10. Бездарное кино, ни надрыва, ни катарсиса.