Елена
режиссер - Андрей Звягинцев
жанр - драма
год - 2011«Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть
определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (N.Hartmann).Если предыдущие фильмы Звягинцева имели абстрактное обезличенное пространство, некий город N, то в "Елене" всё четко и ясно - два лагеря - элитный район Москвы и "простонародный" - Бирюлево. Эта четкость продиктована характером сюжета - противостоянием двух социальных слоев. С одной стороны - пенсионер-богатей Владимир и его беспутная дочь - гедонистка Катя, с другой - мед.работник Елена, на ее шее - раздолбай сын со своей семье.
Елена много лет сожительствует с Владимиром, как выясняется, на правах законной супруги, говорит,
что любит его, но их отношения прохладные и отчужденные. Кровати в разных комнатах. Больше похожи на отношения хозяина и домработницы. Хоть и живут вместе, но граница в их отношениях ощущается.
У семьи Елены нет будущего, вернее оно есть, но убогое и бездуховное. Сын Сергей безработный и ему
удобно на шее матери, та приучила - регулярно отдает свою пенсию, сын же перед телеком дует пиво, щелкает орешки. Жена Сергея - машина для рожания детей, двое есть, на подходе третий, - бездуховность плодится. Любопытно, что и элита, в лице Кати, сама определяет себя как "гнилое семя". Может отсюда и ее нежелание иметь детей и тяга прожигать жизнь в беззаботном веселье. Она понимает свою обреченность, а люди из простого народа в лице Елены и ее родни - и не задумывается.
Движение к вырождению. Концу света. Звягинцев не отстает от Триера в своеобразности раскрытия данной темы.
Старший сын Сергея (внук Елены) недалек от отца. Яблоко от яблони. На нем и строится стволовой конфликт фильма - парня надо "спасти" от армии, засунув в ВУЗ. Нужны большие деньги. Они есть в Владимира - мужа Елены. Так почему бы не попросить? Работать мы не привыкли, а раз у матери мужик при деньгах, то что такого?
И тут уже какой-то революционной коннотацией попахивает. "У вас есть бабло, у нас - нет, поэтому мы возьмем у вас, ибо нам оно нужнее, а не дадите - отберем".
Вроде бы история одной отдельно взятой семьи, но неотвратимо ощущение иносказательности, и того, что обозначенные намеки и тенденции простираются дальше, чем границы отдельно взятого социума.
По сути Владимир прав, отказывая Елене в деньгах на откос внука. И его аргументы вполне обоснованы. Ну типа " с фига ли я должен содержать твоего охреневшего сына и его детей?".
Удивляют претензии Елены- вроде бы разумной адекватной женщины, - мол, дочке-то своей разгульной ты даешь до хрена денег, а нам, значит, нет?
А чего стоит ее любовь мы потом узнаем вполне, и была ли вообще она - большой вопрос. Своя рубашка оказывается ближе к телу. Шокирует, с каким хладнокровием и расчетом она проделывает задуманное.
Если отбросить все социальные мотивы, то это фильм о женщине, которая из любви к родным совершает преступление против близкого человека.
По аналогии с названиями предыдущих фильмов Звягинцева, это кино можно было бы назвать, например, "Расплата".
Хоть ее в фильме и нет, но ее неизбежность чувствуется. Иначе для чего были эти малопонятные по своему значению финальные сцены:
1) выключение цвета в квартире, ни с того, ни с сего;
2) сцен драки парней за гаражами, в том числе сына Сергея (живая камера, темнота, лишь звуки ударов) Зритель напряжен, ожидает чего-то трагического, но "ружье не выстреливает".
3) младенец, спящий на кровати убиенного, просыпается и движется к краю.
Сцены символические. Ожидание чего-то. Чего-то неминуемого.
Неспроста в фильме часто работает телевизор, слышатся популярные ныне передачи, и голос Малахова, обращенный неизвестно к кому, как фон, вещает:
"..у вас, клянусь, вот все повторится, вы еще поплачете за все, что вы сделали, и ты тоже ответишь за все". Кино понравилась своей основной мыслью и финальными акцентами. Ну и почерк автора. Он отчетлив: длинные кадры, молчаливые неспешные действия, а если диалоги, то ничего лишнего, всё отшлифовано. Поклонникам Звягинцева будет интересно, остальные могут не осилить до конца. Кино от этого в любом случае не проиграет