Вопросы по дереву и.т.д.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Вопросы по дереву и.т.д.
« : 11 Января 2009, 13:40:30 »
предлагаю обсудить тут "деревянные  вопросы" то есть вопросы о материалах из которых изготавливаются музыкальные инструменты, гитары, барабаны и т.д. а так же заменители натуральных материалов.

и сразу вопрос, для чего делают кленовый топ на корпусах гитар? для какого именно звука?

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #1 : 11 Января 2009, 14:35:07 »
Неплохо бы замутить классификацию вообще. Какое дерево какой звук дает
Цитата: Charlie
и сразу вопрос, для чего делают кленовый топ на корпусах гитар? для какого именно звука?
чтоб красиво выглядела?  :gigi:

Оффлайн Ветер

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1078
  • Репутация: +9/-0
    • Просмотр профиля

Оффлайн Revered

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 66
  • Репутация: +0/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #3 : 11 Января 2009, 14:40:25 »
и у меня один вопрос есть у кого нибудь видео-как изготавливают гитары барабаны и т.п.

Оффлайн Cooker Ananayzer

  • Speak English or Die
  • aмиго RU
  • ****
  • Сообщений: 14277
  • Репутация: +304/-6
  • Пол: Мужской
  • Ыш!
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #4 : 11 Января 2009, 14:42:46 »
Revered, на ютубе должно быть, где-то встречал видео с заводов-мастерских.
Пыщ

Оффлайн Revered

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 66
  • Репутация: +0/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #5 : 11 Января 2009, 14:48:53 »
Revered, на ютубе должно быть, где-то встречал видео с заводов-мастерских.
нужно поискать :dont:

Оффлайн Oligarh

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #6 : 11 Января 2009, 14:52:00 »
Revered, http://www.youtube.com/results?search_query=made+guitars&search_type=&aq=f там дофига роликов на вкус и цвет про гитары
а здесь про барабаны http://www.youtube.com/results?search_query=made+drums&search_type=&aq=f

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #7 : 11 Января 2009, 14:53:37 »
Чего далеко ходить? ;)
Корпус
Липа (basswood)

Липа – мягкое светлое дерево с плотными волокнами. Из всех привычных пород дерева, применяемых в гитаростроении, оно относительно дешево и легко поддается обработке – фрезеровке, шлифованию, покраске и лакировке. Мягкость липы демпфирует и смягчает острые верхние частоты. Это позволяет замаскировать истончение звука, производимое «ножевыми» тремоло-системами. Эта же мягкость также приводит к слабым низам. Дерево легкое, но не из-за больших пор, скорее оно просто обладает малой массой. Глубокие, рычащие низы в липе не резонируют. На воображаемой тембровой кривой эти ограничения крайних частот оставляют выделенной середину. Дерево отлично подходит для типичного гитарного диапазона, и очень хорошо для соло-гитары, из-за выразительного певучего звука. Сложные обертона глушатся вместе с верхними частотами, оставляя выраженный основной тон.

Как англоязычное название липы, так и мои субъективные впечатления говорят о том, что низких частот у нее как раз хоть отбавляй. Верхних – да, довольно умеренно. Вообще, звучание можно охарактеризовать как «певучее», без резких перекосов в ту или иную сторону. Одним словом, Ibanez :).

Производственные примечания: японские фабрики, такие как Ibanez, получают желто-коричневую, более равномерную липу, в то время как другим азиатским фабрикам достается менее качественная липа желтоватого цвета. Судя по всему, разница в звуке этих пород также довольно велика. Более чистая и темная липа дает больше звука, в то время как желтая и  менее качественная, похоже, по своим нежелательным звуковым свойствам сходна с тополем. Фиксированный бридж для липы лишь подчеркивает уменьшенную динамику крайних частот.

 
Ольха (alder)

Ольха – легкое дерево с мягкими тесными порами, в чем сходна с липой. Однако здесь присутствует большой волнистый рисунок волокон, с более плотными кольцами и прожилками. Представьте липовую текстуру, но с более крепкими кольцами – это добавляет жесткости, и, соответственно, насыщенности обертонов. Ольха «держит» больше верхних частот, которые смягчает липа; это же верно и в отношении низов. В результате получается более широкий спектр тонов, что на слух воспринимается как менее среднечастотный звук по сравнению с липой.

Классический материал для корпуса гитар, но почему-то менее ценимый гитаристами, чем красное дерево. В настоящее время используется большинством гитарных брендов, в т.ч. Fender. Впрочем, некоторое время назад Fender использовал даже столь дешевый материал как тополь, обклеивая его шпоном ясеня или ольхи...

Производственные примечания: большой разницы между фабриками и производствами не выявлено.

 
Болотный ясень (swamp ash)

Не путать с северным, более плотным ясенем. Болотный ясень имеет огромные открытые поры как с мягкими, так и с плотными слоями внутри каждого кольца древесины. Таким образом получается очень жесткий каркас, пронизанный открытыми и мягкими порами. Дерево очень резонансное по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми «колокольными» верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом. Вместе с тем, в нем заметны случайно распределенные провалы на средних частотах, что делает звук нескольких конкретных инструментов различающимся больше, чем в случае липы или ольхи. Более тяжелые куски, либо взятые выше корневой части дерева будут более «мертвыми» и «безжизненно» звучащими, так как дерево будет равномернее и плотнее. Можно будет забыть о приятном звуке открытых пор, останется лишь звук жесткого, неотзывчивого дерева, без яркости и сустейна твердых пород или открытости мягких.

Северный ясень, или просто обычный более плотный ясень, использовался компанией Fender до перехода на ольху и тополь. Классический «стеклянный» звук с более глубоким резонансом и упругим сустейном твердого дерева.

Производственные примечания: все азиатские серийные гитары надо проверять по весу и открытости пор – если позволяет покраска. В ясене, используемом на фабриках, обычно попадается намного больше плохих кусков чем на мелкосерийном или штучном производстве в США, возможно потому что это американское дерево.

 
Махогани, красное дерево (mahogany)

Африканский, гондурасский.

Открытые волокна с большими порами. У махогани рисунок волокон и плотность более равномерные чем у болотного ясеня. Плотность остается равномерно распределенной внутри колец и между ними, таким образом дереву присуща хорошая равномерность – это не каркас с мягкими секциями внутри. Постоянная плотность слегка компрессирует средние частоты, и это может восприниматься как «жирный», полный звук, так как в то же время низкие и средне-низкие частоты также воспроизводятся хорошо. Отсутствие выпяченной середины и отзывчивость в динамике дают ощущение «стены звука». Но все же дерево нельзя назвать «не-среднечастотным», так как оно хорошо резонирует во всем гитарном диапазоне, просто оно не настолько отзывчиво к ним как ольха или ясень. Оно также фильтрует больше частот в верхней середине, что дает более «гнусавый» призвук. Верхние ноты звучат насыщеннее и жирнее, чем ольха или ясень.

По моим представлениям, звук махогани характеризуется прежде всего резкой, взрывной среднечастотной атакой и резонансом на (низкой) середине, поэтому сравнение его здесь с ольхой и ясенем звучит для меня несколько странно. Еще звук можно описать как бархатистый.

Производственные примечания: существует большое количество разных видов махогани, и если оно не сверкает, как на некоторых японских и американских гитарах, то звук от разных кусков будет довольно близок. Качественное махогани блестит и переливается, а также имеет рисунок, напоминающий широкие полосы, как будто кусок склеен из нескольких брусков шириной в дюйм. Фотографии из гитарных каталогов часто показывают, что эндорсеры получают на свои гитары более качественную древесину, чем та которая идет в серийное производство.

 
Орех (Walnut)

Американский, корневой срез.

Темное дерево с порами как у ясеня, но по однородности напоминает махогани. Оно плотнее и тверже махогани, поэтому звук ярче, однако открытость пор приводит к  комплексности среднечастотного диапазона – на некоторых участках он кажется компрессированным, на других – динамичным. На ритме ощущаются «гнусавые» оттенки, но в соло-игре ноты «выпрыгивают». У него есть много преимуществ перед другими традиционными гитарными породами – резкая атака и плотный низ ясеня, но мягкие верха махогани и проработанные средние а-ля ольха. Недостатки – оно тяжелее, и более закрепощенное по звуку. Для него не подходят первые попавшиеся случайные датчики – звукосниматели должны быть хорошо подобраны для конкретной гитары. Ореховый корпус будет определять общий характер звучания гитары больше, чем другие породы. Тяжелые куски будут глушить средние частоты и выдавать чересчур гнусавый и безжизненный звук, так что древесина должна быть легкой и с достаточно открытыми порами для того, чтобы резонировать на основных гитарных частотах.

Производственные примечания: Опять же, остерегайтесь тяжелых кусков. Дополнительный вес не дает для звука ничего хорошего, кроме (возможно) увеличения сустейна. Но сустейна в орехе и так предостаточно. Американский грецкий орех и европейский – два разных сорта этого дерева. По крайней мере, и по цвету, и по фактуре они отличаются. Нет сомнений, что и в звуке – также, поэтому будьте внимательны. Орех также часто применяется в производстве бас-гитар и сквозных грифов.

Коа (Koa)

Происхождение – Гавайи. Более маслянистое чем махогани или орех, и вместе с тем плотнее чем махогани, но не столь яркое как орех из-за своей структуры. Коа относится к маслянистым породам, таким как розовое дерево (палисандр), и это слегка глушит верхние частоты в атаке, но его плотность это компенсирует. Верхние частоты представлены, но в компрессированном виде – они не «выпрыгивают», как «разбитое стекло», скорее, они просто присутствуют в достаточном количестве. И они же скорее являются верхней серединой, чем верхами. Это можно описать либо как довольно музыкальный звук для кого-нибудь, кто хочет получить больше основных тонов, либо менее экспрессивный звук для кого- нибудь, кто играет тяжелый блюз.

Производственные примечания: Коа – редкое дерево, потому оно дорогое, причем со значительными флуктуации в цене. Чаще всего корпуса из коа – это довольно дорогой апгрейд. Волнистая, фигурная коа – очень ценное дерево, еще более редкое, и идет в основном на топы.

Корина (Korina)

Видимо, она же – африканская лимба. Правда, есть две породы лимбы, т.н. «белая» и «черная». Корина, судя по всему – именно белая. Кратко ее можно охарактеризовать следующим образом – «супер-махогани» или «махогани делюкс». Их структура волокон довольно схожа, и звучание также. Считается, что у нее более приятный среднечастотный диапазон, и она более отзывчива. Несмотря на схожесть структуры, материал сам по себе менее плотный, поэтому если он весит больше чем кусок махогани того же размера, то скорее всего это из-за большего содержания влаги, чем из-за большей плотности.

Производственные примечания: редко используется, оно более дорогое и редкое чем различные породы махогани. Цена на гитары из корины обычно отражает это, плюс добавляется наценка за «экзотичность».

 
Клен (maple)

Мягкий клен (soft maple). Произрастает преимущественно на юге. Очень часто используется в Корее, он не настолько прочен как твердый клен. Вместе с тем он довольно тяжел, с яркой верхней серединой и глухими басами. Экстремально плотные верхние частоты здесь отсутствуют, потому что поры дерева настолько закупоренные, что компрессируют звук. Некоторые положительные звуковые качества могут быть вытащены из него с помощью подходящих звукоснимателей, если вам нравится металлический сухой призвук в верхней середине на бриджевом датчике или сухой, фильтрованный ритмовый звук.

Производственные примечания: корейские заводы любят его, по каким-то причинам мягкий клен для них дешев и всегда в наличии. Он сложнее в фрезеровке чем липа, но судя по всему их это мало волнует.

Твердый клен (hard maple, hard rock maple). Северный канадский клен. Это дерево «кричит». Оно громкое, с сильной верхней серединой, яркими верхами и слегка заваленными, но очень плотными басами. Звукосниматель с хорошим низом поможет обнаружить и вытащить их в корпусе из твердого клена, но они будут очень плотными и не будут нормально взаимодействовать с громким халф-стэком.

Производственные примечания: очень тяжелое и плохо поддающееся обработке, редко используется на производстве. Из него получаются хорошие «тонкие» (slim-bodied) гитары. (Не представляю, что будет если кленовую гитару сделать еще и тонкой. «Ухорезка» – единственное определение, приходящее в голову :).

Фигурный клен.

Корневые срезы дерева часто дают очень красивый, неповторимый  рисунок волокон. Различают разные его типы, такие как волнистый, или огненный (flamed), стёганный (quilted), каповый (burled) и прочие. Чем красивее и лучше рисунок, тем выше качество клена, что отмечается маркировкой: («А» – легкая местная волнистость, «АА» – волнистость средняя, неоднородная, «ААА»  – равномерная качественная волнистость и т.д. – впрочем, у каждого поставщика свои стандарты). Отдельно стоит порода клена «птичий глаз» (bird’s eye) – из-за своей неоднородности она довольно спорна.

Из-за высокой стоимости такой древесины ее практически никогда не пускают на корпус целиком, а режут на топы (крышки) в виде так называемой «книжки» (bookmatch), чтобы рисунок волокон был симметричен по центру.

Ель

С одной стороны, очень мягкое дерево, с другой – довольно жесткое по своей усредненной плотности. Как и ольха, это еще одно дерево с жестким каркасом  и мягкой сердцевиной. Таким образом в цельнокорпусном инструменте оно будет выдавать невероятный резонанс и открытую середину, но вместе с тем сохранит высокочастотную атаку, и будет иметь добротное низкочастотное «рычание». Из-за низкой плотности звук в целом не будет восприниматься как имеющий меньше середины чем липа. Середина будет такой же мощной и динамичной, за исключением чистых верхов и низа. Возможно наиболее полночастотный материал для корпуса.

Я знаю только одну цельнокорпусную гитару из ели – Jolana Diamant. Звук у этого инструмента специфический, очень мягкий и расплывчатый, у него совершенно нет упругости. Конечно, судить о звуковых качествах дерева на таком стремном примере не стоит, но столь сильное превозношение ели как материала для цельнокорпусных гитар вызывает, мягко говоря, удивление.

Производственные примечания: редко используется, так как его мягкость требует сложного покрытия, либо композитной «оболочки», как у Parker. Хотя Parker в данном случае не лучший пример звучания корпуса из ели, так как при их производстве применяется масса других уникальных методов и синтетики. Будет хорошо сочетаться со шпоном или топом, и будет немного возмещать компрессированный звук конструкций типа сквозного грифа.

 
Лэйсвуд

Лэйсвуд – это настоящее «мульти-плотностное» дерево. Каркас цвета рома жесткий, как коа или орех, а серовато-коричневая мякоть напоминает ольху. Двойная плотность будет подчеркивать одни тембры и отфильтровывать другие. Дерево звучит ярче чем ольха, и насыщеннее чем сплошной клен.

Это еще одно дерево, хорошо работающее с расширенным низом. Его двойная плотность дает хороший каркас для плотных низов, вместе с тем из-за тепло звучащих мягких секций достигается хороший компромисс с более высокими струнами.

Производственные примечания: оно может быть нелегким в покраске и лакировке, так как его секции поглощают покрытия в разной степени. Масло или тяжелое полимерное покрытие будут работать лучше чем мягкая нитроцеллюлоза или акриловый лак. Лаковые покрытия будут проседать со временем на мягких местах, отображая рельеф.

Палисандр, розовое дерево (rosewood, не путать с pink wood)

Дерево очень красивое и очень дорогое. По этой причине крайне редко идет на корпус, хотя некоторые безумные гитарные компании все же запускают его в производство (PRS Brazilian Rosewood Series тому яркий пример). Из-за своей маслянистости и высокой плотности не стоит ожидать от него выдающейся яркой атаки или мягкого открытого звука. Теоретически можно прогнозировать упругое, сустенистое, приглушенное звучание с хорошим плотным низом и невыразительной атакой. Как оно на практике, стоит наверное спросить у обладателей таких гитар.

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #8 : 11 Января 2009, 14:56:46 »
Топ (крышка)

«Бутербродная» конструкция создает ситуацию, когда атака нот будет больше определяться верхним деревом, а резонанс и затухание – нижним. Толщина и форма топа определяет его влияние на звук. Склеенный корпус будет более жестким, чем однокусковый, поэтому в общем случае сустейн увеличится.
Кленовый топ на липе

Чистая атака и ровные верха клена будут дополнять спад этих частот в липе. Низы все еще будут слабыми, однако в результате будет закрыт больший диапазон частот, чем в случае с одной лишь липой. Динамика не пострадает (а что, она была? :), за исключением верхнечастотного диапазона, который был менее представлен в самой липе. Таким образом улучшения по верхам будут, но чуть более компрессированные, и не настолько четкие и отзывчивые по атаке, как в болотном ясене, например.

Кленовый топ на махогани

Наиболее популярное сочетание в наши дни. Стандарт для винтажных инструментов. Клен добавляет четкости махогани, но при этом ее низы и нижняя середина также остаются. Клен фильтрует некоторые верхние частоты, но не потому что он не отзывчив в этой области, а потому что он слишком отличается от махогани по своему поведению в верхах. В результате получается борьба между двумя слоями, которая приводит к фильтрации некоторых высокочастотных составляющих. Это является частью той гладкости, которая ассоциируется с гитарами типа Les Paul и PRS. Несмотря на то, что для пущей визуальной эстетики гитары производители предпочитают делать топы из фигурного клена, по мнению некоторых гитаристов (Mark Knophler) обычный клен звучит «ровнее».

Кленовый топ на ольхе

Делает звучание ольхи более похожим на звук болотного ясеня, но без такой же динамики. Открытый резонанс ольхи проявляется с острой атакой и яркостью клена по верхам. Эффект от клена на ольхе похож на эффект от него на липе. Проявляется также верхняя середина от клена, так как ольха не подавляет эти частоты.
Кленовый топ на болотном ясене

Хорошая прибавка к болотному ясеню, однако уменьшает открытую, воздушную динамику цельного ясеня. Клен слегка глушит увеличенную середину, но на практике не фильтрует какие-либо части диапазона. Они хорошо работают вместе. Добавляется немного больше компрессированного «крика» в стиле рок или кантри, ценой потери комплексных низов и нижней середины ясеня.

Палисандровые топы

Топы из палисандра добавят сустейна, не только за счет своей плотности, но и за счет самой склейки. Его маслянистость приглушит атаку и отдачу на верхних частотах. Так что палисандр на махогани выразится в очень гладком звуке, в то время как палисандр на ясене оставит немного открытого среднечастотного резонанса. Палисандр на ольхе или ясене увеличит сустейн без заметного эффекта на звуке (не учитывая фильтрацию верхней середины за счет склейки), так как дополнительное демпфирование верхов палисандром здесь практически не скажется.

Коа топы

Топы из волнистой или ровной коа будут звучать похоже на кленовые топы, за исключением того что они не будут столь сильно «бороться» с махогани за диапазон верхней середины. Несмотря на то что клен больше резонирует в этой области, топ из коа на махогани будет меньше фильтровать и компрессировать эти частоты.

Ореховые топы

Как и коа, эти топы будут иметь немного меньше высокочастотных составляющих чем клен, однако же и меньше компрессии и фильтрации в сочетании с махогани.

Лэйсвуд топы

Лэйсвуд имеет жесткий каркасс, напоминающий швейцарский сыр, с мякотью внутри «дыр». Из-за своей комбинации мягких и жестких секций оно с большей вероятностью будет «в тени» основного дерева корпуса. Только с большей толщиной его тембровые характеристики начнут проявляться. Это как если бы насверлить полудюймовых дырок в коа и заполнить их ольховыми пробками. У него хороший верх и сустейн, который дает жесткий каркас, сильно изрезанная середина и низы из-за мелких мягких секций.

Гриф

Клен

Наиболее привычный материал для грифов электрогитар, клен обладает равномерной структурой волокон, он крепкий и стабильный, и он менее подвержен влиянию окружающей среды чем другие твердые породы. Тем не менее существует и противоположное мнение – считается, что в клене практически не содержится естественного масла, и он впитывает влагу из окружающей среды либо потных рук гитариста как никакое другое дерево. В результате возможны неприятности с грифом, поэтому вы редко можете увидеть кленовый гриф или накладку, не покрытые толстым слоем лака. Его звук в высшей степени рефлективный, и фокусирует энергию, передавая ее в корпус гитары. При прочих равных, кленовые грифы с креплением на болтах являются менее существенным фактором в звучании гитары, и подчеркивают тембр древесины корпуса. По моему мнению, кленовый гриф добавляет «звона» всегда, в любом случае, будь он на болтах или клееный.

Махогани (красное дерево)

Равномерная плотность делает гриф стабильным, а открытые поры – немного более отзывчивым, чем кленовый гриф. Махогани также будет впитывать немного больше вибраций струны чем клен, и это слегка компрессирует атаку и верха.

Коа

Звучание – промежуточное между махогани и кленом, с более приятным верхом.
Ппалисандр (розовое дерево)

Тяжелое, маслянистое дерево, палисандровый гриф даст отличный сустейн со сглаженными верхними частотами. Обычно с большим сустеном добавляется и яркости в высокочастотной области, но к палисандру это не относится. Он глушит высокочастотные обертона, выдавая сильный основной тон, в котором все же присутствуют среднечастотные гармоники.

Венге (Wenge)

Жесткое, прочное и крепкое, венге немного обрезает верха, как и палисандр, в то же время больше резонируя на основных тонах в среднечастотной области и в нижней середине. Из-за своей «полосатой» плотности венге выборочно фильтрует некоторые обертона в этих областях.

Накладка

Возможно, даже более важное чем дерево грифа, накладка – это то место, откуда начинается звук. Это тот же «бридж», только с противоположной стороны. Разница в звуке между древесиной накладок столь же велика, как между фиксированным бриджем и тремоло.

Клен

Очень яркий и плотный, клен в высшей степени рефлективный. При использовании в качестве накладки клен выдает огромное количество высокочастотных обертонов и слабый, практически отфильтрованный бас (святая правда! :). Он хорошо подчеркивает флажолеты, и отражает даже небольшие изменения в атаке медиатором.

Розвуд (палисандр)

Наиболее традиционная накладка. Палисадр маслянист по своей природе, и отлично работает в качестве поверхности, которая часто контактирует с пальцами и руками. Звук богаче в основных тонах, чем клен, так как резкие высокие гармоники абсорбируются заполненными маслом порами.

Эбони (эбеновое дерево)


Эбони обладает схожей с кленом плотностью и дает резкую, четкую атаку, но более хрупкие волокна и более масляные поры приводят к сильнее выраженному звучанию основного тона по сравнению с кленом. Оно также выдает неслабое количество перкуссивных гармоник при атаке медиатором, которые быстро глохнут, освобождая дорогу добротному долгому сустейну.

Пао ферро (железное дерево?)


Попросту говоря, пао ферро является деревом, которое по своим характеристикам находится посредине между палисандром и эбони, причем как по физическим свойствам, так и по звуковым. У него более цепкая атака чем у палисандра, с хорошим сустейном, но более теплый звук чем у эбони. Некоторые говорят, что пао ферро сочетает в себе лучшие черты той и другой породы (я знаю одного гитариста, у которого была накладка на грифе из пао ферро – это SRV).
« Последнее редактирование: 11 Января 2009, 14:59:13 от Gafur »

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #9 : 11 Января 2009, 14:57:13 »
Че-то про бубингу ни слова

Оффлайн Лёлик

  • Дубеющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 12662
  • Репутация: +157/-6
  • Пол: Мужской
  • Я хочу угнать Бульдозер
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #10 : 11 Января 2009, 15:10:49 »
Gafur, +1 в репу  :up:

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #11 : 11 Января 2009, 15:12:03 »
Лёлик, да это Ветер'у, я только скопипастил

Оффлайн Zloy Kuki

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 4002
  • Репутация: +133/-7
  • Пол: Мужской
  • Он самый - уебан
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #12 : 11 Января 2009, 15:13:32 »
Gafur, из бубинги паркет хороший получается  :idea:

Оффлайн Ветер

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1078
  • Репутация: +9/-0
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #13 : 11 Января 2009, 16:27:40 »
еще статейка

Виды древесины из которой делают гитары

Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации. Итак, поехали –
1. Ash – ясень
2. Maple – клен
3. Rosewood – палисандр
4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
5. Alder – ольха
6. Poplar – тополь
7. Basswood – басгитарное дерево (шутка ). Американская липа.
8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
9. Spruce – ель
10. Walnut – орех (Almires)
Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» - лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard),  иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, - сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено  прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, - еще одно супер-имя гитарного мира, - делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, - знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же 
Сделаны наши гитары
Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название  Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые  Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» - клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «...я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.


журнал Musician

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #14 : 11 Января 2009, 16:30:48 »
Gafur, из бубинги паркет хороший получается  :idea:
басы тоже заебачие

Оффлайн Ветер

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1078
  • Репутация: +9/-0
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #15 : 11 Января 2009, 16:40:11 »
Че-то про бубингу ни слова
про бубингу пара слов по второй ссылке
Цитировать
Бубинга – шероховатое звучание, насыщенные низы. Очень тяжелая древесина.
Порода                  Происхождение                    Вес         Твердость Высокие Средние Низкие
Бубинга (Bubinga)   Африка (Камерун и Габон)   очень тяжелый   высокая   6        7          9

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #16 : 11 Января 2009, 16:41:02 »
да, видел

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #17 : 11 Января 2009, 16:49:53 »
Gafur, спасибо за информацию!
Но всё таки мое мнение что клен на инструментах больше для красоты ставят))
интересует мнение тех, кто играет на инструментах с кленовым топом. нужен он вообще или нет...
часто делюксовые серии инструментов снабжают кленовым топом, взять хоть фендер, хоть мьюзикмэн, но оправдано это звуком или эстетическим содержанием, в чем истина? может быть это так-же как и позолоченная фурнитура атрибут внешнего вида?

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #18 : 11 Января 2009, 16:53:09 »
бывают гитары с графитовым грифом, бывают и с пластиковым корпусом.
Кто-нибудь играл на каком нибудь из этих вариантов и какие у вас впечатления от игры и звука?

Оффлайн Лёлик

  • Дубеющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 12662
  • Репутация: +157/-6
  • Пол: Мужской
  • Я хочу угнать Бульдозер
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #19 : 11 Января 2009, 16:59:04 »
Играл на басу Ibanez EDB 650 из композитки.. Ощущения не помню , но звук был зачетный для гитар данного уровня

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #20 : 11 Января 2009, 17:02:27 »
вот Modulus flea имеет графитовый гриф, на записях и концертах  RHCP звучит зачетно, немного песочно, но сочно и живо.

Оффлайн Ветер

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1078
  • Репутация: +9/-0
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #21 : 11 Января 2009, 17:08:51 »
Charlie, дело в том что на большинстве не шибко дорогих гитар ставится не полноценный топ (толщиной около 1 см), а шпон (тонкий лист древесины тощиной менее 3 мм) или вообще фотофлейм (на деку приклеена фотка клена и покрыта лаком) и соответственно выполняет преимущественно декоративную функцию (впрочем неплохо выполняет). По поводу того какой топ на делюксовых фендерах и мужикменах -  хз

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #22 : 11 Января 2009, 22:26:20 »
Цитата: Charlie
бывают гитары с графитовым грифом,
тут вроде starshoy лабает на такой, Vigier или как-то так гитары зовутся. У него надо спросить

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #23 : 12 Января 2009, 08:41:47 »
у него деревянный гриф

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33611
  • Репутация: +721/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #24 : 12 Января 2009, 13:37:30 »
Charlie, честно говоря, про графитовые грифы не слышал. Всегда считал, что графитовый там анкер только

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #25 : 12 Января 2009, 13:48:14 »
http://www.modulusguitars.com/v2/products/flea/
вот написано композитный гриф, так и есть на самом деле. он полностью из этого материала, а анкера там вообще нет

Оффлайн Arch

  • Иной
  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 15064
  • Репутация: +219/-11
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #26 : 12 Января 2009, 13:50:34 »
Не графит а карбон ващето  :hehe:

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #27 : 12 Января 2009, 13:56:39 »
ну какая разница, что есть карбон то вообще?
раньше где то инфа была что графитовый композит

Оффлайн starshoy

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1353
  • Репутация: +32/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #28 : 14 Января 2009, 21:26:39 »
А чо-чо, тута я...На всех грифах Вижье имеется плотно посаженная (х.з. как) карбоновая вставка прямоугольного сечения. Тут типа 2 зайца-продольная устойчивость грифа (действительно работает) и вроде как гриф без пустот, характерных для анкерных моделей. Вставка занимает 1/10 часть поперечного сечения грифа.
Сколько гитариста ни корми-у басиста струны толще.

Оффлайн starshoy

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1353
  • Репутация: +32/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #29 : 14 Января 2009, 21:32:25 »
А вообще не наше дело париться из чего и как сделаны стаканы, наше дело пить из них водку :alko: Хотя тема интересная :up:
Сколько гитариста ни корми-у басиста струны толще.

Оффлайн Zloy Kuki

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 4002
  • Репутация: +133/-7
  • Пол: Мужской
  • Он самый - уебан
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #30 : 14 Января 2009, 21:34:19 »
А чо-чо, тута я...На всех грифах Вижье имеется плотно посаженная (х.з. как) карбоновая вставка прямоугольного сечения. Тут типа 2 зайца-продольная устойчивость грифа (действительно работает) и вроде как гриф без пустот, характерных для анкерных моделей. Вставка занимает 1/10 часть поперечного сечения грифа.
В классических грифах тоже всё плотно посажено. Так всё это сказки. И маркетинговый ход фирмы.

Оффлайн starshoy

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1353
  • Репутация: +32/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #31 : 14 Января 2009, 21:40:25 »
Да не без этого, согласен.
Сколько гитариста ни корми-у басиста струны толще.

Оффлайн starshoy

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1353
  • Репутация: +32/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #32 : 17 Января 2009, 14:11:05 »
Лет 10 назад был у меня Westone Spectrum Deluxe, активный японец от Мацумоку, дык там корпус был полностью кленовый. Звучал бодрячком.
Сколько гитариста ни корми-у басиста струны толще.

Оффлайн Charlie

  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 4150
  • Репутация: +39/-2
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Сайт группы Summer Breeze
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #33 : 17 Января 2009, 14:18:33 »
хотелось бы послушать барабанащиков))
какое дерево на ударках они предпочитают, какое и как звучит)))

Оффлайн Oligarh

  • покойник RU
  • *
  • Сообщений: 141
  • Репутация: +0/-0
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по дереву и.т.д.
« Ответ #34 : 17 Января 2009, 16:05:41 »
starshoy, В мацумоку похоже все японские гитарки делают.