И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. [Ин. 1:3]
Человек-Слон – второй фильм Дэвида Линча. Действие фильма происходит в Англии, во второй половине XIX века (как раз в то время, когда 12-летние мальчики гробили своё здоровье в шахтах), и режиссер эстетически точно передал дух этого места-времени. Я в то время там не был, но Чарльз Диккенс не даст соврать, и говорит, что так все оно и было.
Главный герой – Джон Меррик, человек с обезображенным лицом и телом, который неволею судьбы работает экспонатом в цирке-кунсткамере у одного барыги-алкоголика. Посетители посещают, хозяин «цирка» трясущимися от прошлых возлияний и одолевающей алчности, кладет деньги в карман. Все всех устраивает!
«Идиллия», конечно же нарушается. Однажды вечером в цирк забредает, привлеченный афишей, известный лондонский врач Фредерик Тревес (его играет Энтони Хопкинс, совсем еще молодой тогда). Он берет Человека-Слона «напрокат», за такие большие деньги, от которых не смог отказаться торговец человеческим уродством Фредерику Джон Меррик нужен был поначалу только для удовлетворения своего тщеславия – он намерен был изучить феномен редчайшего уродства, и представить доклад на ученом совете.
Это не фильм-экшн, и людям, которым нравится то, что идет в кинотеатрах каждый сезон, вряд ли понравится этот фильм. Потому что этот фильм подталкивает человека на размышления. О том, что есть Человек, и что есть истинная красота, и что же у каждого из нас общего с хозяином цирка-кунсткамеры и с каждым из его посетителей.
«…Мать вымыла мальчишке голову, поклонилась к нему и знакомым мне жестом слегка потрепала жесткие, еще мокрые волосы мальчишки. И я в этот момент отчетливо понял, что МАТЬ - бессмертна» (Из воспоминаний А. А. Тарковского)