"ОКРАИНА". Режиссёр: Пётр Луцик. 1998 г.
«Окраина» - это притча о том, как русские мужики пошли искать правды в столицу, но это также и притча о русском народе в мобилизационный период. Жанр притчи, сам по себе, это иносказательность образов и простота донесения истин, которые также просты на первый взгляд, как черный и белый цвет.
Начало фильма сразу отсылает к шедевру зарождения советского кинематографа, к «Земле» Александра Довженко. С разницей той, что в «Земле» в начале мы видим колосящиеся нивы, а в «Окраине» грубую, неразмежёванную, ждущую мужицких рук, землю. И соответственно, надежда в то, и в наше время других порядков.
В фильме каждый из героев - олицетворение одного из ликов нашего, непонятого иными, народа. Есть здесь «мать», отправляющая своего сына в поход на поиски правды.
«Единого сына тебе отдаю! Будь с ним строг, но зря не рискуй! И одного его не бросай. Живого, или … как…, а сына домой привези!». Сын её, Панька Морозов, это «челядь», маленькие людишки, которых пруд пруди в нашей стране, и к которым почти все относятся если не с брезгливостью (начиная от власти, заканчивая т. н. общественными деятелями), то с нисхождением. (
«Зачем он нам, возиться только?» «Ничего, для количества сгодится! С паршивой овцы хоть шерсти клок.»). Только забывают и те, и другие, что именно эта безвольная челядь силу в себе вековую имеет. Да, богатырскую. Силу Ильи Муромца, одного из архетипов русского народа, способного тридцать три года (пока Христос живёт) лежать на печи, а как беда (Христа распяли), встать, одеться, и неумытыми руками пойти и умертвить обидчика. Да так, что пальцами в глотку, по самый Берлин. Панька - это молодость, и именно он сменяет председателя за рулём "Урала", тем самым как бы возглавляя священный поход.
Челядь ведь готова и в ноги царю кланяться, и дары подносить, лишь бы власть жить не мешала, защищала и опекала. Но главное - чтобы жить не мешала. Когда же власть существует ради себя самой, а народу плюёт в лицо, по лицу же и получит. Телохранители власти уйдут туда же, куда им и дорога. К отцу лжи.
Панька обладает ещё одними, присущими русскому народу, чертами: фатализмом (это хорошо показано в сцене дуэли Паньки с сыном Семавина) и танатофилией.
«Хорошо б замёрзнуть насмерть…». Смерть у него, как избавление от мук жизненных. И кажется, что жизнь на самом-то деле, гораздо страшнее смерти. Да так и есть, в общем-то…
Самый колоритный персонаж в фильме, несомненно, Колька Полуянов, нерасстающийся с кулацким обрезом, «смертью председателя», как его прозвали в народе в 30-е. Колька являет порывы души русской. У него если ненависть, то лютая, если прощение, то всецелое! Такой способен ради правды живьём, зубами загрызть, детей малых на печи сжечь. Впрочем, про детей, это зря. Про детей, это для страху.
«У тебя есть граната?» «Да это я так, для испугу…» - отвечает Филиппу Ильичу Лыков. Братья Лыковы – лик других русских, которые во всём выгоду ищет, и на риск зря не идут, на верную погибель тем более. «Мы тут с братом посовещались. В общем, не пойдём мы. Несогласные мы! Постреляют на всех, а у нас дети». «Может стрельнуть?» - советуется после этих слов Колька с Филиппом Ильичом. «Не надо!» Не надо, потому что пока – свой. Но не дай Бог этому трясущемуся за свою шкуру мужику развернуть душу свою к врагу, имя которому Ложь. Но и без Лыковых не устояла бы Россия, наверное в смутные времена. Они тоже, в какой-то мере, хранители.
Сафронов Филипп Ильич. Доброта, рассудительность, смекалка и совесть. Одним словом, Отец народный. Хранитель правды, и борец за правду. В нужные моменты останавливает карающую руку народа, а иной раз может спокойно, без трепета в душе, смотреть, как Колька ломает кузнецкими клещами рёбра кооперативщику, или провожает обкомовца в потусторонний мир. В русский ад, в котором не языки огненные («Жар костей не ломит»), а стужа.
Колька Полуянов, Сафронов Филипп Ильич и Панька Морозов – вот Руская Троица Петра Луцика. «Челядь», «карающий и беспощадный Меч» и «Правда». Отринь от народа любого из них, и, кажется, умрёт народ. Народ может прожить без председателя, Перфильева Василия Ивановича, но без одного из трёх не проживёт и дня. О нём отдельное слово. Этот председатель, старый коммунист, ветеран, это апостол Пётр фильма, предавший, но искупивший вину свою кровью. Он свой, только чтобы вернуть его к народу, бить его нужно не щадя, пока все бесы не выйдут.
«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить», написал Фёдор Тютчев 28 ноября 1866. К немногим русским фильмам можно отнести эти строки. Этот – один из них.
Хочется ещё добавить, что меня поразило то, что об этом фильме я никогда и ни от кого не слышал, хотя он один из главных в русском кинематографе 90-х годов. Если вы тоже не слышали, я вам про него рассказал, чтобы потом не говорили, что...
Тем, у кого ADSL от Башинформсвязи, можно качнуть фильм на торрнет-трекере баштела.