Trans-Siberian Orchestra - "Beethoven's Last Night" // 2000
Стиль: Classical Progressive Rock-Opera
Лэйбл: Atlantic
Страна: USA
Состав
Jon Oliva - вокал, фортепиано, клавишные, бас
Paul O'Neill - гитары
Dave Wittman - гитары, бас, ударные
Al Pitrelli - гитары, бас
Chris Caffery - гитара
Todd Reynolds, Paul Reynolds, Paul Woodiel, Mary Rowell, Laura Seaton-Finn,
Denise Stillwell - скрипка
Mark Wood, Mark Ferris - виола
Gary Yellin, Jonas Tauber, Dorothy Lawson - виолончель
Robert Kinkel - фортепиано, клавишные
Johnny Lee Middleton - бас
Jeff Plate - ударные
Jody Answorth – вокал (Beethoven)
Patti Russo – вокал (Theresa)
Jon Oliva – вокал (Mephistopheles)
Guy Lemonnier – вокал (young Beethoven)
Jamie Torcellini – вокал (Twist)
Sylvia Tosun – вокал (Fate)
Zak Stevens – вокал (muse)
Dave Diamond – вокал (muse)
Doug Thoms – вокал (muse)
Бэк-вокал: Danielle Landherr, Marni Elliot, Sylvia Tosun, Robert Kinkel, Jon Oliva, Guy Lemonnier, Jody Ashworth, Doug Thoms, Christian James
Детский хор: Dan Moriarty (дирижёр), Jacob Ashworth, Evan Maltby, Sebastian Perez, Caroline Ross, Mikhail Kofman, Adrian Ross
Треклист
1 - Overture
2 - Midnight
3 - Fate
4 - What Good This Deafness
5 - Mephistopheles
6 - What Is Eternal
7 - The Moment
8 - Vienna
9 - Mozart / Figaro
10 - The Dreams Of Candlelight
11 - Requiem (The Fifth)
12 - Iґll Keep Your Secrets
13 - The Dark
14 - Fьr Elise
15 - After The Fall
16 - A Last Illusion
17 - This Is Who You Are
18 - Beethoven
19 - Mephistopheles' Return
20 - Misery
21 - Who Is This Child
22 - A Final Dream
Рецензия
Представьте себе, что пришли вы однажды на детский утренник (не знаю, правда, зачем вам это понадобилось, да и не суть важно) и вместо воспитателя, переодетого в Деда Мороза встретили самого Людвига фон Бетховена собственной персоной. А вместо стандартной новогодней сказки услышали исполненные симфоническим оркестром произведения упомянутого композитора. Да причём с таким лихом исполненные, что потом, через четыре года, вы уже не пожелаете снова идти на детский утренник, хотя вас и будут приглашать. Примерно такие ощущения вызвает "Последняя Ночь Бетховена", произведение эпохальное и, казалось бы, совершенно несвойственное для его исполнителей.
К слову об исполнителях: Trans-Siberian Orchestra - проект композиторов Пола О’Нила и Роберта Кинкеля и бывшего вокалиста Savatage Джона Оливы. И оркестром проект назван не просто красного словца ради, ибо состав включает в себя около 14 музыкантов и столько же вокалистов. Стиль, в котором вся эта рать играет и поёт, можно охарактеризовать (по крайней мере в случае рассматриваемого альбома), как classical progressive rock. Каждый их альбом - своеобразная концептуальная рок-опера, и три из четырёх существующих посвящены рождеству и являют собой что-то вроде рождественных сказок.
Четвёртая же (третья по счёту в дискографии), "Beethoven's Last Night", заметно выбивается из этого ряда. Сюжет оперы рассказывает о великом композиторе, поставленным перед дилеммой: умереть или же отречься от искусства; о жизни и смерти, о прошлом и настоящем, о мечтах и об их крушении. А также о любви и искусстве и выборе между ними. Слушать эту рок-оперу нужно обязательно одним залпом, обязательно вникая в суть сюжета.
Должно сказать, что вокалисты исполнили свои роли воистину великолепно. В кой-то веки я (и Станиславский, думаю, со мной согласится) верю! Мечущийся между своим прошлым и приближающимся концом Бетховен, глумливый и ехидный Мефистофель, издевательские голоса Судьбы и Поворота (вместе Поворот Судьбы) - всё это не просто спето, а сыграно, и сыграно шикарно. Не вокалисты поют за персонажей - поют персонажи. Особенно стоит отметить самого Джона Оливу, исполнившего самую яркую в опере роль Мефистофеля - конкуренции ему просто нет. И пусть вокалисты поют не идеально, но искренность их исполнения окупает этот недостаток с лихвой.
Ну и о музыке. Следует признать, для жанра подход оригинален: ключевую роль здесь играют фортепианные партии, гитара же отходит на второй план, иногда, с особо напряжённых местах, выходя на первый. Сочинённая самими Сибиряками музыка очень органично сочетается с фрагментами из произведений Бетховена. Есть инструментальные треки, состоящие либо из роковой переигровки того же Бетховена, либо являющие собой отрывки из произведений Людвига в оригинале (скажем, "К Элизе").
Вердикт: лучшее на данный момент произведение Сибиряков. Не слишком техничная, но несомненно безумно красивая работа. Если вы не готовы погрузиться в эту музыку с головой, а ищите просто усладу для ушей - лучше пройдите мимо, не оскорбляйте шедевр подобным отношением.
Оценка: 8,5/10