Просматривая афиши кинотеатров в ожидании новых фильмов Аронофски и Вильнёва, случайно увидела, что в Галерее Арт идет фильм, получивший в этом году главный приз Канского кинофестиваля -
"Квадрат" шведского режиссёра Рубена Эстлунда.
Главный герой "Квадрата" – куратор стокгольмского музея современного искусства Кристиан (Клас Банг), успешный и состоятельный представитель богемы. Новая выставка его музея открывается инсталляцией под названием "Квадрат". Это очерченный участок перед входом в музей, попадая в который посетители становятся частью перфоманса, и любая их просьба или призыв о помощи должна быть выполнена окружающими. "Квадрат – прибежище альтруизма, и его трудно найти за пределами Квадрата", –говорит Кристиан.
"Квадрат" – сатира на современное европейское общество, высвечивание его двойных стандартов: с одной стороны оно [общество] призывает к толерантности и гуманизму, с другой – не готово проявить его к ближнему, тем более принадлежащему к другому социальному слою. У главного героя на улице крадут телефон, и он предпринимает авантюрный шаг по возврату утерянного. По мере того как развивается эта история, перед зрителем вырисовывается противоречивый портрет Кристиана. Кино Этлунда выглядит как череда перфомансов, запланированных и спонтанных, в которые вовлекается главный герой.
Начальная сцена всецело отражает суть всей картины: девушка на улице обращается к прохожим со словами "Вы хотите спасти человека?", но все проходят мимо неё. Проходит и Кристиан, для которого альтруистические воззвания перед открытием выставки оказываются лишь частью работы, и между его словами и действиями впоследствии оказывается пропасть. В фильме нет морализаторства, а есть перманентное ощущение тревожности, из-за которого в смешных местах совсем не тянет смеяться.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=n2Bu3QQgqF8[/youtube]
Достаётся здесь и современному искусству. Но режиссёр совсем не противник contemporary art, ведь именно он в своё время ездил по миру со своей инсталляцией "Квадрат", которая существовала в реальности, прежде чем стала основой фильма. Этлунд аккуратно подводит зрителя к вопросу: Где черта, которая отделяет современное искусство от пустышки, и чем его арт-объект “Квадрат“ отличается, к примеру, от одинаковых кучек гравия, симметрично выложенных в зале музея?
Одна из самых впечатляющих сцен фильма – перформанс Терри Нотари, который играет артиста-экспериментатора Олега Рогожина. Полуобнаженный мужчина заходит в зал, полный красиво одетых людей, и перевоплощается в гориллу. Он принюхивается к людям, смеется над ними, прыгает на стол. Актёр очень убедителен, и обстановка с каждой минутой становится всё более напряжённой. Наверное, неслучайно создатели дали этому персонажу русское имя – явная отсылка к перфомансу известного киевского художника Олега Кулика, который
20 лет назад "стал собакой".
"Квадрат" – фильм о дегуманизации общества, где человеколюбия не остаётся даже внутри самого Квадрата, заявленного как последнее прибежище альтруизма. Потому что юным пиарщикам музея приходит в голову "гениальная" мысль: снять провокационный рекламный ролик, полностью перечёркивающий гуманистический посыл арт-объекта, что собственно, и ставит жирную точку во всей этой истории.