Александр Сокуров известен большинству как режиссёр художественных фильмов, мало кто знает его фильмы иного формата.
"Франкофония" (2015) - один из них.
Документальным фильмом "Франкофонию" назвать нельзя: в нём есть актёры, играющие исторических персонажей, есть Александр Сокуров, играющий самого себя, есть его вымышленный друг – капитан корабля, есть даже два карикатурных призрака! В этом фильме Сокуров делает что хочет и как хочет, так что при определении жанровой разновидности этой картины само собой напрашивается слово "гонзо". А по форме "Франкофонию" можно отнести к аудиовизуальной инсталляции. Смешивая воедино прошлое и настоящее, документальное и игровое, героев выдуманных и когда-то существовавших, режиссёр говорит о том, о чем обычно открыто говорить не принято.
Камера оператора Брюно Дельбоннеля, который в своё время снимал и сокуровского "Фауста", переносит зрителя на улицы Парижа, показывая город с высоты птичьего полета: "Об этом городе я в последнее время часто думаю. Ведь где-то здесь Лувр…"
В "Франкофонии" Александр Сокуров сопровождает зрителя по Лувру и делится мыслями по поводу увиденного.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=yGF7vZALBQU[/youtube]
Но даже не это здесь главное. В фильме автор реконструирует историю Лувра в период немецкой оккупации во Вторую мировую, когда этот великий французский музей мог исчезнуть. Но Лувру повезло. Немалую роль в этом сыграли две исторические личности: директор Лувра Жак Жожар и представитель Рейха, историк искусства Франц Вольф Меттерних. Как начальник отдела охраны памятников "Kunstschutz", Меттерних должен был переправить экспонаты Лувра в Германию, но не спешил этого делать… История с Лувром – тот случай, когда два должностных лица – победитель и побеждённый – приходят к единому знаменателю в своём отношении к искусству.
В "Франкофонии" высвечивается вопрос: что важнее – идеология или искусство, и почему представители одной и той же цивилизации уничтожают культурные ценности друг друга.
Призрак Наполеона Бонапарта, которого Сокуров встречает в залах Лувра, уверяет, что войны он вёл исключительно ради искусства, что большая часть экспонатов Лувра – его военные трофеи. Сокуров задаётся вопросом оправданы ли потери человеческих жизни спасением шедевров искусства? Правы ли были французы, отдавшие свою страну Гитлеру и подставившие Лувр под угрозу исчезновения. Показывая кадры блокадного Ленинграда и проводя параллель с Эрмитажем, в стенах которого жители умирающего города сколачивали гробы, Сокуров даёт понять, что в нашем случае другого выбора не было. Коллекции двух музеев были спасены, но спасены разной ценой.
Тему главного российского музея Сокуров, конечно, обойти не мог: в его фильмографии есть гонзо-кино и про Эрмитаж. "Русский ковчег", снятый в далёком 2002 году – это фильм от первого лица снятый одним дублем, где закадровый голос Сокурова ведет беседы с европейским аристократом, гуляющим по Эрмитажу. Как и в "Русском ковчеге", в "Франкофонии" автор напрямую обращается к героям своего фильма – и это один из самых проникновенных моментов в нём.
"Фильм не получается", – говорит Александр Сокуров в одной из сцен, вероятно имея в виду, что фильм про музей, заказанный руководством Лувра, превратился в фильм-размышление, и в итоге заказчик от него отказался. Но работу режиссёра не обошло интересом жюри Венецианского фестиваля, где “Франкофония“ завоевала два Золотых льва.