Страна Оз (2015)Режиссёр Василий Сигарев, известный своими жёстко драматическими фильмами
"Волчок" и
"Жить", взял и снял кино в жанре комедии – "Страна Оз". Зная авторскую манеру Сигарева, из всего российского комедийно-новогоднего следовало сходить только на него. И я не ошиблась. На фоне убого-новогодних фильмов, которые один другого адовее в плане бессмысленности, как пустые ракушки, внутри которых нет и намёка на что-то живое, читай – интересное, кино про новогодний адок под названием “Страна Оз“ выглядит на голову выше и выглядит интересно. В то же время режиссёр не изменил своему привычному “чернушному“ стилю – будем называть вещи своими именами.
Главная героиня сабжа Лена Шабадинова – инфантильная, немного психически заторможенная девица не от мира сего, которая весь фильм пытается добраться до места своей новой работы – торгового киоска на улице Торфорезов – и попадает в череду нелепых экстримальных, смешных и не очень, ситуаций. Яна Троянова сыграла главную роль в фильме ярко и искромётно не смотря на минимум произнесённых фраз, среди которых шизофренически часто повторяются две – "А у меня сестра копчик сломала" и "А где улица Торфорезов?". Но главное в фильме – то, что вытворяют люди, которых она встречает на своём пути: здесь создателями показана целая коллекция образов из русской жизни, их новогодние безумства и быт.
Самые яркие и показательные из них – герой Гоши Куценко, который решает взорвать коробку с фейерверком, поставив её на голову; упоротый водила (Евгений Цыганов), который ложится спать прямо за рулем своей движущейся машины; интеллигентная женщина в годах (Инна Чурикова), умудрившаяся вырастить троих ебланов-сыновей; или вот - нетрезвые гопники, стреляющие из травмата из окна своей машины с криками "С новым годом!". Но фееричный персонаж Дюк в исполнении колоритного Александра Баширова по праву затыкает их всех за пояс – больше всего дегенератского в фильме вытворяет именно он.
В "Стране Оз" размыты границы реальности и художественного вымысла: хрен поймешь где тут то, что напридумано-раздуто, а что действительно характеризует русский народ, который дорвавшись до праздника готов чудить и мудить по полной.
Название сабжа отсылает к известной сказке: Лена с подобранной ею собачкой Дюдей, как и главные герои Страны Оз, идут на поиски своего улетевшего домика (в нашем случае – киоска), где в это время перепивший приятель сменщика Лены кричит в пьяном угаре “Я Бастинда!“. Но поскольку реалии вокруг вовсе не сказочные, а суровые уральские (фильм снимали в Екатеринбурге – родном городе В. Сигарева), то слово "Оз" тянет расшифровать образно как "ноль – три", что будет логично, учитывая, что поступки персонажей фильма нередко граничат с патологией, а похождения неминуемо приводят их в службу 03.
Ключевая фраза в фильме - слова персонажа Дюка: "Унижение – это основа жизни". В подтверждение их главная героиня весь фильм попадает в унизительные ситуации, но, будучи морально непробиваемой, умудряется из них худо-бедно выбираться и в финале находит своё счастье.
Сомнительным в фильме мне кажется лишь то, что шутки в нём нередко доходят до уровня пошлых и плоских. Но с другой стороны, можно ли было снять кино на заданную тему, избегая подобных шуток – вопрос открытый.
Возвращаясь к мысли, почему "Страна Оз" выглядит выигрышно на фоне всего новогодне-комедийного, что сейчас бурлит в кинотеатрах: кино Сигарева авторское – позиция режиссёра видится за каждой сценой и репликой, пропитанными самоиронией, переходящей в тонкую сатиру, к тому мракобесию, что иногда творится в головах носителей "русской загадочной души". Оголяя их порочные стороны, режиссёр смеётся и плачет вместе со зрителем, потому что, как и зрителю, ему всё это знакомо не понаслышке – сцена с фейерверком, по словам Сигарева, автобиографична –
и в финале они одновременно недоумевают и радуются тому, что
жизнь всё же победила смерть каким-то неизвестным науке способом… С годом российского кинематографа, друзья!