Недавно в прокат вышел "Орлеан" – фильм в редком для русского кинематографа жанре фантасмогория. Снял его режиссёр Андрей Прошкин, известный по исторической картине "Орда". В основе фильма лежит одноимённый роман именитого сценариста Юрия Арабова, который и написал сценарий для сабжа, как, собственно, и для "Орды" в своё время.
При слове "фантасмогория" ожидаешь чего-то мистического и в меру безумного, а в голове сразу возникают бесноватые образы из "Мастера и Маргариты". Трейлер так же обещал нечто интересное, яркое и необычное, да и актёрский состав располагал к просмотру фильма.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kUNYgQATnF8[/youtube]
С первых же кадров зрителю открывается живописная в своей злачности картина Богом забытого провинциального городка под названием Орлеан, где некоторые жители погрязли в грехах и забыли для чего живут. Главных персонажей трое – хабалка-парикмахер, хирург-гинеколог и начальник полиции. В один прекрасный день к ним является незнакомый мужчина, вручает визитку с надписью "Экзекутор" и обещает скорую кару за все их грехи. В первую треть фильма интерес держится за счёт интриги – кто же такой этот экзекутор? Собрат приспешников Воланда или материализовавшаяся Совесть? Но с момента, когда троица греховодников начинает делать всё, чтобы избавиться от него, сюжет резко становится скучным из-за своей предсказуемости и вялотекущести.
Если вылить на холст все краски и по нему пальцем вывести слово "Мораль",
то получится образное описание фильма "Орлеан".
Ведь всю дорогу кажется, что создатели не сочли нужным изобразить на своем кинохолсте что-то цельное, эстетически приглядное, и подкрутить гайки так, чтобы киноконструкция не разваливалась на глазах у зрителя. Поэтому куски умерщвлённой плоти, вытаскиваемые из утробы, или брызги крови из распиливаемой жертвы не находят идейного оправдания и вызывают лишь унылое омерзение, провозглашая торжество чернухи на экране. Гигантский кот, вписанный в одну из сцен, а также яркие декорации, элементы шапито и прочее, призванное создать стилистику балаганного гротеска, смотрятся оторвано и бессвязно, как неудачно пришитая на дыру заплата. Ближе к финалу таких заплат становится больше и они выпирают в виде невнятных символов – тут вам и зашивание век крупный планом, и секс на фоне бушующего урагана, который кажется сотрёт греховный Орлеан с лица земли.
В то же время этот фильм нельзя взять и обозвать плохим словом из пяти букв,
потому что от края пропасти его удерживает яркая актёрская игра: Елена Лядова феерично сыграла вульгарного парикмахера Лидку, хотя для меня самой блистательной ролью актрисы, кажется, так и останется её Грушенька из сериала "Братья Карамазовы". Приятно удивил Олег Ягодин, ранее известный мне только как музыкант-лидер екатеринбургской группы "Курара". Специализирующийся на абортах хирург Рудик в его исполнении получился этаким уставшим от жизни харизматичным эрудитом, терзаемым древнерусской тоской.
По одной роли судить, конечно, сложно, но актёрствует он, кажется, лучше, чем поёт. Виталий Хаев отлично воплотился в матёрого стража порядка со шрамом в полщеки, а Виктор Сухоруков – в неубиваемого въедливого экзекутора.
Во всём остальном "Орлеан" выглядит неуклюже сотворенным трешовым балаганом с безвкусно поданной тривиальной моралью