Трудно быть Богом // 2013

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cordelia

  • ФемАгент Моссада и
  • камрад RU
  • ***
  • Сообщений: 15147
  • Репутация: +772/-38
  • Пол: Женский
  • Мы Чужие на этом празднике андроцентризма
    • Просмотр профиля
Трудно быть Богом // 2013
« : 13 Марта 2014, 10:25:32 »
Пока бог пил свой холодный чай
Там лежала девочка
в луже собственной рвоты
Улыбаясь
А Бог молчал

/Рустам Габбасов
/


Поехать ночью из жопы Черняги в центр смотреть сабж стоило хотя бы ради прежних заслуг режиссера Алексея Германа старшего.
Не могу признаться в любви к его фильмам (хотя его "Проверку на дорогах" и "10 дней без войны", например, с удовольствием бы пересмотрела), но увидеть, что именно режиссер и его команда рождали в танталовых муках все эти долгие годы (больше 13 лет), было очень любопытно.

На первый взгляд всё это выглядит, будто книгу братьев Стругацких просто швырнули в грязь скотного двора, а потом вытащили и помахали перед нашим носом (ключевые слова - "на первый взгляд").
Уверена, что многие из числа поклонников литературного таланта Стругацких так и решат, смачно плюясь после просмотра. Если вообще досидят. Вон одна знакомая из таковых не выдержала, а после сообщила что "ушла с этого говнища на 10-й минуте".  :niceguy:

Я теплых чувств к произведениях именитых братьев писателей не питаю, так что изначально имела все шансы  быть беспристрастной. :bow:



Итак, в далеком будущем, когда население Земли стало высокоразвитой цивилизацией, наших ученых-историков стали посылать на другие планеты, где еще никакой эпохой Возрождения и не пахнет, а «пахнет» только невежеством, алчностью, угнетением народа и произволом власти. Место действия – Арканар, город, где пороки наиболее сконцентрированы. Посланцы с Земли ассимилировались с аборигенами, выдают себя за знатных вельмож и занимаются, наблюдением, анализом и передачей видео на Землю через камеры, встроенные в обручи на их головах. Вмешиваться им нельзя. Главный герой – Румата Эсторский в исполнении Леонида Ярмольника.  Ходит он там накаченный и в белых батистовых кружева среди всей этой грязной биомассы человеческой нечисти, но и сам по настроениям от них далеко не ушел.  Если в книге он живет в Арканаре  5 лет и еще сохраняет человеческое лицо, то в фильме он предстает уже оскотинившимся, опустившим руки персонажем, который больше частью занимается праздношатанием, а мысли о судьбе человечества посещают его голову лишь изредка и внезапно, как бред сумасшедшего. :killumnik:

Многие  светлые пятна, что есть в книге, в фильме  сведены к нулю. Например,  Кира – возлюбленная Руматы, которая в книге видится как «луч света в темном царстве», здесь предстает в образе полоумной истеричной потаскухи, так что ее внезапная смерть  у зрителя не вызывает никакого сожаления. Ключевой персонаж –  ученый врач Будах тоже "не блестит", да и главарь оппозиции Арата Горбатый никакого почтения к Румате не питает, а прямым текстом сообщает ницшеанскую мысль, что Бог-то поди давно умер.  :deal:

И тут у меня возникает  вопрос:  зачем Герману понадобилось смещать акценты, сводя и "чистых" и "нечистых" к одному знаменателю? :lupa:

Разве что он хотел поставить зрителя на место «книжного» Руматы, отодвинут его самого в фильме в сторону богомерзких. И тем хорошим, светлых, которым своего героя наделили Стругацкие, Герман, в свою очередь, наделяет своего зрителя. Потому что на оскотинившегося Румату надежды нет, а на зрителя – еще есть. Ведь без этой, пусть даже эфемерной,  надежды у творца сошел бы на "нет" смысл  всей его работы.

В подтверждение эффекта зрительской сопричастности и камера движется наподобие  глаза наблюдающего:  не всегда направлена на действующее лицо в кадре, отвлекается на другое, незначительное, выхватывая что-то совсем постороннее, а потом снова возвращается к персонажу.

С такой  позиции можно оправдать авторскую подачу Германа, и даже назвать ее неожиданным художественным приемом, если хотите.   :deal:

"Нас здесь 250 на всей планете. Все держат себя в руках, и всем это очень трудно" – говорит один из наблюдателей в книге. Вот и зрителям в кинозале так же трудно  "держать себя в руках" — утерпеть, усидеть, досмотреть, глядя на всё неприглядное на экране .

Все персонажи смердят, тонут в зловонной жиже, которой  пропитан город и  всё на одно лицо, на котором размазано оно самое – его величество говно.  Всё это дополняют сцены с обнаженными задницами,  хватанием за гениталии,  виртуозным высмаркиванием жидких соплей и т.д. Одним словом, атмосфера средневекового социума показана более чем замечательно! :up: Настолько, что при выходе из кинозала инстинктивно захочется вытереть лицо.


Тем, кто не знаком с книгой, будет нелегко понять кто, где и что почем, потому как создатели не утруждаются объяснением многих деталей, да и персонажи рискуют слиться в одно неказистое лицо. Кто там король, что зловредный министр дон Рэба, а кто – посланцы с Земли – сразу и не разберешь.

Главная мысль книги ставит точку и в фильме: "Тогда,  Господи, сотри нас с лица земли… или оставь в покое и дай нам идти своей дорогой". И даже полное жалости сердце Руматы не может  спасти его от бытия,  определяющего сознание.

Трудно быть Богом в говне. 

По стилистике это германовское кино напоминает сокуровского "Фауста": тоже черно-белый, тоже долгий, неспешный, растянутый и о комфорте зрителя не думающий – одним словом, до титров доберутся не все.
"Трудно быть Богом" по сути – это три часа однообразного морока. Но смотреть не скучно оттого, что в кадре постоянно происходит движение, брожение, шатание персонажей, как копошение кишечных палочек под микроскопом  :qutluh: :qutluh: :qutluh:
Даже закралась мысль, что Герман впечатлился "Порожденным" :killumnik:

Но ближе к концу третьего часа силы стали меня покидать и я начала искренне желать фильму завершения. Это кино я бы рискнула советовать к просмотру  разве что только тем, кто искушен  нестандартными фильмами подобного рода и потому с большой вероятностью  выдержат это испытание лебединой песней Алексея Германа. :agree:
слабакам тут не место  :degenerat:

« Последнее редактирование: 13 Марта 2014, 14:41:03 от Cordelia »
:killumnik: Не бойся меняться! Ножом по горлу: был живой, стал мертвый!

Оффлайн Cordelia

  • ФемАгент Моссада и
  • камрад RU
  • ***
  • Сообщений: 15147
  • Репутация: +772/-38
  • Пол: Женский
  • Мы Чужие на этом празднике андроцентризма
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #1 : 13 Марта 2014, 10:39:41 »
Трудно быть богом - грандиозная и последняя работа Алексея Германа по мотивам одноименного произведения Стругацких. Фильм совершенно неординарный. Его даже трудно назвать фильмом в обычном понимании. Тут и сюжета особого нет, ни завязки, ни развязки ни кульминации. Смысла какого-то тоже трудно отыскать. Кто книгу не читал вообще ничего не поймет. Хотя и понимать особо нечего, т.к. из книги в основном взята не сюжетная линия (хотя она тоже есть где-то на заднем плане), а атмосфера, в которой прибывает главный герой, атмосфера средневекового пиздеца, которая видится режиссером именно так.
Музыкального сопровождения нет, если не считать потуги Ярмольника на каком-то духовом инструменте, только шумы, отрывки диалогов, фраз. Но зато ]каждый кадр настолько продуман, осознан, насыщен деталями, что любой можно вырезать и на стену вешать.Смотреть тожеловато, но в целом не скучно, постоянно в кадре куча уродливых щщей, все что-то делают, что-то бормочат. Короче, смотреть только самым искушенным любителям деликатесов.
 

с мнением БруталМакса согласна, кроме вот этого:

Цитировать
каждый кадр настолько продуман, осознан, насыщен деталями, что любой можно вырезать и на стену вешать.
не увидела такого  :pain:
и грандиозным кино можно назвать разве только потому, что это самый известный "долгострой" в кино, имхо.

« Последнее редактирование: 13 Марта 2014, 12:45:41 от Cordelia »
:killumnik: Не бойся меняться! Ножом по горлу: был живой, стал мертвый!

Оффлайн Митрофаныч

  • аз есмь - Всеяпреподобный лорд Митрофаныч
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 35355
  • Репутация: +1014/-10
  • Пол: Мужской
  • Дон Педро Хулио Ибанез Де Мудильо
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #2 : 13 Марта 2014, 15:18:39 »
Нужно на афишах написать:

Уважаемые зрители!
Чтоб уловить тайный смысл картины и понять всю суть и тамосферу, строго обязательно приходить бухим, предварительно измазавшись в говне

                                                                                                                                                                     Harper
Сделал добро - жуй говно!
@ х/ф Жизнь как чудо

"Дай дураку хуй стеклянный - он и хуй разобьёт и руки порежет!"
@ из народа

"Дура ты баба! А дура ты, потому, что баба!"
@ российский кинематограф

Оффлайн BrutalMax

  • брутальный
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 3897
  • Репутация: +143/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #3 : 13 Марта 2014, 15:21:20 »
Cordelia, Я не пытался понять глубокого смысла, поэтому просто наслаждался видами. Возможно у меня извращенный вкус, но мне доставляло эстетическое удовольствие любование картинкой, композицией, постановкой кадра и т.д. Даже когда на экране были трупы с выпущенными кишками лежащие в грязи, или разлагающиеся висельники, то и они как-то удивительно красиво лежали в грязи, или висели. Уродливые рожи отлично подобраны, подвезены тонны говна. Это ж какое количество работы все это разложить, расставить, размазать, не удивительно что фильм так долго снимали. И действительно получилось очень реалистичная картинка, неимоверное количество деталей, каждый кадр просто ломится от избытка предметов интерьера, посуды, одежды, оружия, людей, грязи, насекомых, животных. Будто отказавшись от цвета, режиссер решил заполнить экран другими средствами. К тому же нет ни одного панорамного кадра: чистого неба или широкого поля, масштабного вида на город. Все происходит в коридорах, переулках, катакомбах.
Иногда даже было ощущение, что находишься в средневековом мире компьютерных игр типа Ведьмака или какого-нибудь Драгон эйдж.

Оффлайн BrutalMax

  • брутальный
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 3897
  • Репутация: +143/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #4 : 13 Марта 2014, 15:24:39 »
Цитата: Cordelia
И тут у меня возникает  вопрос:  зачем Герману понадобилось смещать акценты, сводя и "чистых" и "нечистых" к одному знаменателю? :lupa:

Разве что он хотел поставить зрителя на место «книжного» Руматы, отодвинут его самого в фильме в сторону богомерзких. И тем хорошим, светлых, которым своего героя наделили Стругацкие, Герман, в свою очередь, наделяет своего зрителя. Потому что на оскотинившегося Румату надежды нет, а на зрителя – еще есть. Ведь без этой, пусть даже эфемерной,  надежды у творца сошел бы на "нет" смысл  всей его работы.

В подтверждение эффекта зрительской сопричастности и камера движется наподобие  глаза наблюдающего:  не всегда направлена на действующее лицо в кадре, отвлекается на другое, незначительное, выхватывая что-то совсем постороннее, а потом снова возвращается к персонажу.
Четко подмечено  :up:

Оффлайн Cooker Ananayzer

  • Speak English or Die
  • aмиго RU
  • ****
  • Сообщений: 14284
  • Репутация: +304/-6
  • Пол: Мужской
  • Ыш!
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #5 : 13 Марта 2014, 19:02:21 »
копипастну-ка я телегу  :degenerat:
Цитировать
ТББ тезисно

Набросаю первые впечатления (через час после просмотра).
Провал.
Не в смысле "фильм совсем плохой". Вовсе нет. Просто он разваливается. Хорош по частям. Есть эпизоды на грани шедевральности. Сцена обувания короля Руматой и доном Рэбой производит впечатление сымпровизированной - так лихо отжигают все трое, и настолько смачный текст. Кино в целом с любовью сделано на уровне эпизода. Но когда пришло время собирать фильм из кусочков, его разлюбили.
Первые минут пятнадцать - экспозиция - вообще позор фантастического кинематографа. Для сравнения: завязка "Сталкера" кроет завязку "ТББ" как бык овцу. Несмотря на продуманную картинку, хорошую работу актеров, шикарные мелкие детальки... Экспозиция убита нарративом. Идет закадровый текст, бессмысленный и беспощадный.
Хотя все понятно по контексту, ну просто _всё_. Завязка сюжета вполне прозрачно и однозначно разъясняется в диалогах. В сцену "пикника" землян четко и емко вбухано ровно столько, сколько надо, чтобы не осталось вопросов.
Когда кинокритики советуют брать с собой на ТББ "рвотный пакетик", это либо неуместное кокетство, либо профнепригодность. Но я вспоминал о пакетике каждый раз, когда за кадром начинался нарратив. Мне было просто стыдно. Жгучее чувство стыда за того, кто это сделал.
ОК, почему все-таки провал?
Провал в смысле "из пушки по воробью - и мимо".
Не нужен монстр калибра Германа, не нужна такая работа всех-всех-всех, не нужна такая замороченная стилистика, чтобы передать такой простенький месседж.
Задача решалась вполне конвенционными средствами на пять с плюсом и совсем не за пятнадцать лет.
А тут... Ну не надо всего этого, не надо. Оно само по себе, а месседж - тоже сам по себе.
Рассогласование стилистики и основных смыслов. Все избыточно. Кое-что очень хорошо работает на второстепенные смыслы: толчея, общая захламленность, предельная загруженность кадра. Но это играет, повторю, на второстепенные смыслы. "База", по-моему, диктовала предельно скупой, "суровый" стиль. Без финтифлюшек. И тогда фильм пробивал бы до печенок _любого_ зрителя.
Кстати, в зале было человек пятьдесят; ушел, кажется, один - и то на третьем часу.
Да, Ярмольник - справился.
Внезапно: в фильме есть пара-тройка милейших комических сцен.
Сильное по-своему кино, но какое-то недолюбленное и в общем бьющее мимо цели. Прощальный плевок мастера в лужу.
Может, он именно этого и хотел.
Да, ответ на главный вопрос современности - "так ходить или не ходить?!" должен звучать, по-моему, следующим образом.
Это не "Проверка" и не "Лапшин", хотя некоторые эпизоды и напоминают (по степени внятности и силе воздействия). Это рядом с "Хрусталевым", хотя и популярнее.
Проснусь - попробую нормальную рецензию написать, что ли.

(Ц) О. Дивов
Пыщ

Оффлайн Gafur

  • стремительно стареющий
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 33601
  • Репутация: +720/-104
  • Пол: Мужской
  • Я гляжу на это дело в древнерусской тоске
    • Просмотр профиля
Re: Трудно быть Богом // 2013
« Ответ #6 : 30 Ноября 2014, 00:04:43 »
Сижу, смотрю. Уже пол-фильма посмотрел и все  не пойму, почему я это не выключаю :pozor: какие-то жуткие потуги сделать махровейший артхаус на ровном месте, причем там, где он в принципе-то совсем не нужен. Я молчу, что к оригиналу это имеет весьма посредственное отношение (больше походит на описание белой горячки Руматы после оригинальных событий), но должен же быть хоть какой-то сюжет? Какие-то более менее внятные эпизоды пошли только сейчас, да и те меж собой хер пойми как связаны. Смотреть как гонзо-треш? Да че-то как-то не держит у экрана-то совсем, просто говно ради говна. Одна единственная мысль о темноте средневекового общества и о том, как оно подминает под себя благородных донов гипертрофированно раздута, как гнойный нарыв, и смакуется со всех сторон. И если отбросить в сторону возможное художественное преувеличение и включить дотошный гик-анализ, то показанное общество в принципе существовать не смогло бы, ибо это сплошной дурдом, в нем даже банальные ремесла бы не смогли зародиться.
Я Германа вообще не знаю, но кажется, что человек просто влез не в свою стезю. Опускаясь до очевидных параллелей, Тарковский, например, снял бы в разы лучше. Потому что действительно мощные немейнстримовые режиссеры чувствуют грань, за которой кинематограф кончается, а подражатели - нет.
Вердикт: на экстравагантную дипломную работу катит, но на лебединую песнь уж никак.