Пока бог пил свой холодный чай
Там лежала девочка
в луже собственной рвоты
Улыбаясь
А Бог молчал
/Рустам Габбасов/
Поехать ночью из жопы Черняги в центр смотреть сабж стоило хотя бы ради прежних заслуг режиссера Алексея Германа старшего.
Не могу признаться в любви к его фильмам (хотя его "Проверку на дорогах" и "10 дней без войны", например, с удовольствием бы пересмотрела), но увидеть, что именно режиссер и его команда рождали в танталовых муках все эти долгие годы (больше 13 лет), было очень любопытно.
На первый взгляд всё это выглядит, будто книгу братьев Стругацких просто швырнули в грязь скотного двора, а потом вытащили и помахали перед нашим носом (ключевые слова - "на первый взгляд").
Уверена, что многие из числа поклонников литературного таланта Стругацких так и решат, смачно плюясь после просмотра. Если вообще досидят. Вон одна знакомая из таковых не выдержала, а после сообщила что
"ушла с этого говнища на 10-й минуте". Я теплых чувств к произведениях именитых братьев писателей не питаю, так что изначально имела все шансы быть беспристрастной.
Итак, в далеком будущем, когда население Земли стало высокоразвитой цивилизацией, наших ученых-историков стали посылать на другие планеты, где еще никакой эпохой Возрождения и не пахнет, а «пахнет» только невежеством, алчностью, угнетением народа и произволом власти. Место действия – Арканар, город, где пороки наиболее сконцентрированы. Посланцы с Земли ассимилировались с аборигенами, выдают себя за знатных вельмож и занимаются, наблюдением, анализом и передачей видео на Землю через камеры, встроенные в обручи на их головах. Вмешиваться им нельзя. Главный герой – Румата Эсторский в исполнении Леонида Ярмольника. Ходит он там накаченный и в белых батистовых кружева среди всей этой грязной биомассы человеческой нечисти, но и сам по настроениям от них далеко не ушел. Если в книге он живет в Арканаре 5 лет и еще сохраняет человеческое лицо, то в фильме он предстает уже оскотинившимся, опустившим руки персонажем, который больше частью занимается праздношатанием, а мысли о судьбе человечества посещают его голову лишь изредка и внезапно, как бред сумасшедшего.
Многие светлые пятна, что есть в книге, в фильме сведены к нулю. Например, Кира – возлюбленная Руматы, которая в книге видится как «луч света в темном царстве», здесь предстает в образе полоумной истеричной потаскухи, так что ее внезапная смерть у зрителя не вызывает никакого сожаления. Ключевой персонаж – ученый врач Будах тоже "не блестит", да и главарь оппозиции Арата Горбатый никакого почтения к Румате не питает, а прямым текстом сообщает ницшеанскую мысль, что Бог-то поди давно умер.
И тут у меня возникает вопрос: зачем Герману понадобилось смещать акценты, сводя и "чистых" и "нечистых" к одному знаменателю?
Разве что он хотел поставить зрителя на место «книжного» Руматы, отодвинут его самого в фильме в сторону богомерзких. И тем хорошим, светлых, которым своего героя наделили Стругацкие, Герман, в свою очередь, наделяет своего зрителя. Потому что на оскотинившегося Румату надежды нет, а на зрителя – еще есть. Ведь без этой, пусть даже эфемерной, надежды у творца сошел бы на "нет" смысл всей его работы.
В подтверждение эффекта зрительской сопричастности и камера движется наподобие глаза наблюдающего: не всегда направлена на действующее лицо в кадре, отвлекается на другое, незначительное, выхватывая что-то совсем постороннее, а потом снова возвращается к персонажу.
С такой позиции можно оправдать авторскую подачу Германа, и даже назвать ее неожиданным художественным приемом, если хотите.
"Нас здесь 250 на всей планете. Все держат себя в руках, и всем это очень трудно" – говорит один из наблюдателей в книге. Вот и зрителям в кинозале так же трудно "держать себя в руках" — утерпеть, усидеть, досмотреть, глядя на всё неприглядное на экране .
Все персонажи смердят, тонут в зловонной жиже, которой пропитан город и всё на одно лицо, на котором размазано оно самое – его величество говно. Всё это дополняют сцены с обнаженными задницами, хватанием за гениталии, виртуозным высмаркиванием жидких соплей и т.д. Одним словом, атмосфера средневекового социума показана более чем замечательно!
Настолько, что при выходе из кинозала инстинктивно захочется вытереть лицо.
Тем, кто не знаком с книгой, будет нелегко понять кто, где и что почем, потому как создатели не утруждаются объяснением многих деталей, да и персонажи рискуют слиться в одно неказистое лицо. Кто там король, что зловредный министр дон Рэба, а кто – посланцы с Земли – сразу и не разберешь.
Главная мысль книги ставит точку и в фильме:
"Тогда, Господи, сотри нас с лица земли… или оставь в покое и дай нам идти своей дорогой". И даже полное жалости сердце Руматы не может спасти его от бытия, определяющего сознание.
Трудно быть Богом в говне.
По стилистике это германовское кино напоминает сокуровского "Фауста": тоже черно-белый, тоже долгий, неспешный, растянутый и о комфорте зрителя не думающий – одним словом, до титров доберутся не все.
"Трудно быть Богом" по сути – это три часа однообразного морока. Но смотреть не скучно оттого, что в кадре постоянно происходит движение, брожение, шатание персонажей, как копошение кишечных палочек под микроскопом
Даже закралась мысль, что Герман впечатлился "Порожденным"
Но ближе к концу третьего часа силы стали меня покидать и я начала искренне желать фильму завершения. Это кино я бы рискнула советовать к просмотру разве что только тем, кто искушен нестандартными фильмами подобного рода и потому с большой вероятностью выдержат это испытание лебединой песней Алексея Германа.
слабакам тут не место