Концерт "Пикника" -
интерактивное торжество стимпанка!
(из твиттера знакомой)
В юности мне как-то попалась на глаза и дичайше заинтересовала книжка с готическими мужиками на обложке, которая гласила "Пикник: история группы". Через некоторое время был куплен диск со всеми на тот момент альбомами этого питерского коллектива. Да, это было интересно и необычно! Погоду делали своеобразный скрипуче-бархатный голос Эдмунда Шклярского и отвлеченные от реалий тексты, полные мистицизма и театральности. И, как следствие, чуть позже на моей расписной торбе появилась самодельная нашивочка с логотипом группы.
Если проследить жизненный путь коллектива, начиная с моменты создания, то видно, что за 30 с лишним лет он не изменил своему концептуальному стилю и до сих пор, как "вещь в себе", является аутентичной группой, собирающей полные залы. Для меня их песни, это как какой-нибудь алхимический бальзам, который будет у тебя стоять в баре, но притрагиваться к нему ты будешь, ну, может, раз в год по настроению. Здесь можно подписаться под словами Брезента:
"Пикник нужно слушать, слушать вдумчиво и главное не переборщить". Долго залипать – вредно для психики, ибо унылость текстов при всей их интересности, иногда зашкаливает.
"Пикник" с завидным постоянством чуть ли не каждый год устраивает концертный тур по городам РФ, не обходит стороной и Уфу. Сходить на чуваков, которых когда-то сильно слушала, стоит хотя бы один раз в жизни – думала я. Вопрос только - в каком году это должно было случиться.
Недолюбливаю Дворец Молодежи (бывший ДК "Юбилейный") за его угнетающую атмосферу. Вроде бы Аграрный университет там и ремонт сделал: новые кресла, ковролин, занавес не хуже, чем в оперном, но гнетущий дух застоя неистребим. Может влияет территория бывшего кладбища, на котором стоит здание? В случае с "Пикником" я решила, что это, наверное, именно та группа, которая будет очень гармонично смотреться в мрачноватой атмосфере бывшего ДК: "старомодный" стиль коллектива, обрамленный соответствующими декорациями постсовковского здания – бинго!
Совсем не ожидала увидеть так много людей в зале, который был почти под завязку. Кажется, присутствовали все возрастные категории поклонников группы, начиная с тех, кто слушает их с 80-х, и заканчивая теми, кто открыл для себя "Пикник" полгода назад. Социальный градиент также был пёстр и многообразен: студентики в косухах, бородатые дяденьки в свитерках, тру-готессы, фифы на каблучках, компании тёток под 40, и даже парочка пожилых старушек была замечена.
Неужели все они слушают "Пикник"? – мысленно недоумевала я.
На сцене красовался большой баннер с экраном посередине, на который впоследствии весь концерт проецировались фрагменты клипов группы, рисунки Эдмунда и прочие визуальные вставки.
Вспышка эмоций пронзила, когда зазвучали первые звуки и пространственно-временное расстояние между мной и группой сократилось до трёх секунд и трёх шагов.
И вот они на сцене! Те самые готические питерские дядечки-сказочники в черных очках! Фронтмен Эдмунд Шклярский, ударник Леонид Кирнос, басист Марат Корчемный и за клавишами отпрыск Эдмунда - Станислав Шклярский.
Тем, кто в теме, известно, что "Пикник" превращает свои концерты в зрелища. Назвать это "шоу" язык почему-то не поворачивается. Может потому, что они вялотекущие, как сны часовщика, уснувшего на своем рабочем столе рядом с пружинами и шестеренками под мерное тиканье часов. И вот эти детальки будто начинают двигаться, собираться в невообразимые кибернетические конструкции, оживать в виде фантомов из песен-мантр и в унисон им, звучащим, возникать на сцене. Инопланетный Пьеро с помощью двух скрещенных палок превращающий музыкантов в марионеток; пляшущий в экстазе шаман на фоне гигантского бубна; телевизороголовое существо, транслирующее свои мысли на экране; Элвис Пресли на ходулях – всё это есть элементы театральной визуализации, создаваемые Игорем Васильевым.
Отдельно надо сказать про звуковые эффекты. Это просто перфорация мозга!
Извлекаются они из странных музыкальных (?) инструментов, конструированием которых Шклярский, видимо, занимается на досуге.
За счет чего издавались душераздирающие звуки при поднесении большой зажженной лампочки к какому-то красному кружку под микрофоном, я своим гуманитарным мозгом и не вкурила
Чистая физика!
8 класс (?) Но, блин, мою барабанную перепонку эти звуки царапали безжалостно. Сами музыканты от них, видимо, дико тащатся.
Первые 5 песен зрители эмоций не проявляли, да и Эдмунд был манекеноподобен и эмоционален не больше камня в лесу - его извечное амплуа на сцене, я так понимаю. С первых аккордов 6-й песни публика распознали "Египтянина"
и расшевелилась. Были щедро спеты группой и другие хиты из альбомов тридцати световых лет творчества: "У Шамана три руки", "Из мышеловки", "Иероглиф", "Настоящие дни", "Немое кино", "Говорит и показывает", "Фиолетово-черный", "Я почти итальянец", "Серебра!", "Королевство Кривых" и др.
Концертный тур проходит в поддержку сингла "Азбука Морзе",
поэтому на сцене стояла увеличенная модель работающего телеграфного аппарата, а на припеве этой песне (
"Сиди и не ерзай, а Азбукой Морзе подмигивай мне") поклонники устроили флеш-моб: поднимали куски светоотражающего картона и, создавая эффект маяка, сигналили музыкантам.
Через песен 10 Эдмунд объявил 15-минутный
антракт перерыв.
После которого было спето еще 12 композиций + 2 на бис.
Во второй половине Шклярский, наконец, "ожил", сказал пару слов залу. Ретивые поклонники, несмотря на зоркую охрану, покинули свои места и сбежались поближе к сцене, где пританцовывали и ликуя, всячески выражали свою радость. Рядом со мной, у 2-го ряда, нарисовался парниша в олимпийке с лампасами, который подняв указательный палец к небесам, кривлялся и всем своим видом показывал нетрезвую любовь к группе,
а парочка девушек пошли вручать Эдмунду розы.
В конце "Элвис на ходулях" вытащил флаг с логотипом группы и стал им размахивать, ознаменовав торжественное завершение всего.
А концерт был хороший.
Такой же, как в прошлом году, наверное.
И в позапрошлом.
И в позапоза..
Один раз определенно стоило увидеть это шаманское таинство своими глазами!
Фото: Sturm