Была такая британская писательница Вирджиния Вулф. На слуху обычно как Вульф. Литературная семья, вполне закономерный писательский талант и тонкая душевная организация. Ещё в детстве впечатлительность ко многим окружающим событиям привела Вирджинию к хронической нервозности. Впоследствии на почве регулярных переживаний за очередное что-то или кого-то у творческой личности начинает съезжать крыша. К тому моменту она уже удачно замужем и вместе с таким же талантливым, но более психически устойчивым, мужем открыла издательство. Как я поняла, отношения в семье Вулфов были скорее партнерские. Доподлинно мне неизвестно связывал ли их какой-то интим или нет, но есть инфа, что леди писатель была падка на дев. Человек, у которого внутри кислотная мешанина из таланта, психического отклонения и пристрастия к однополой любви. Да ещё и баба, что само по себе уже кислота и взрыв мозга. Про пмс там сами добавьте.
Это всё предисловия и не про фильм даже, а так, знакомство с центральной фигурой. Несмотря на свою центровость миссис Вулф в кадре присутствует нерегулярно - её жизнь, страхи, желания и прочий внутренний мир показан через других персонажей, которыми писательница будто бы ловко рулит.
Истории трёх женщин - постоянно что-то сочиняющей Вулф, красавицы Лоры, которая до психоза недовольна своей жизнью, и заботливой и доброй женщины в возрасте Клариссы. У всех схожие расклады судьбы - тяга к дамам, терзания, мысли о самоубийстве. Вирджиния Вулф будто бы проецирует себя на двух других героинь. Особенно отрывается на Лоре: льёт слезы из её глаз, вслед плачет сама, заставляет её целовать девушку, и тут же делает это и в своей жизни, ввергает Лору в суицидальную истерику, а сама хватает перо и начинает предсмертную записку... Кларисса же, отлично исполненная Мэрил Стрип, словно некая удачная ипостась шизофреничной писательницы - она делает то, что хочет, она почти окончательно счастлива - не довольствуется поцелуями украдкой, а открыто живёт с любимой женщиной. И если бы не персонаж, перешедший в её жизнь из соседней истории...
Вулф играет Николь Кидман, совершенно гениально, не за просто так она получила Оскар. Чудная странность, исподлобья взгляд - он то потерян в далях выдумываемых миров, то нацелен на вас пронизывающим копьём. Получившийся образ мне напомнил нашу Корделию с её очаровательной странностью. Надеюсь, Корделии при всех её талантах не грозит шизуха)
Соль и прелесть фильма в сценарии, в переплетениях этих трёх жизней. И смешаны они ну настолько причудливо, что вот в этот момент кажется, что Лора, Кларисса и всё их окружение лишь персонажи книги, а вот сейчас они вполне реальные люди. Они, как бы это сказать... полуживые-полупридуманные. Они перемещаются из одной истории в другую, оставаясь тесно связанными между собой общим пространством нездорового разума, в котором всё путается, раскладывается на полочки, а потом снова путается, и снова раскладывается уже в ином порядке.
Я так и не пришла к окончательному выводу были ли все эти люди литературными героями или реальными людьми, но странным образом ощущения недопонятости не осталось. Всё так и должно быть, таков великолепно воплощённый замысел сценариста.
Основная причина страданий, важнейшая мысль, переносимая из уст одного персонажа в уста персонажей другого времени - на своём ли я месте? свои ли часы проживаю? Вопрос, который мы, недореализовавшие себя люди, часто задаём сами себе. Логично, что если такой вопрос возник, то я однозначно не там, где мне хочется быть. И я не тот, кем мне хочется быть. А если так... Следует спросить себя - смогу ли я изменить положение вещей и не пожалеть о своей решимости? Или правильнее будет "между Ричмондом и смертью выбрать смерть", ступить в холодную воду, положив в карманы по паре камней..? Что выбрала Вирджиния Вулф, думаю, догадаться несложно. Но она-то уже осталась в веках своими книгами, а вот Лоре и Клариссе следует подумать на этой развилке повнимательнее.