Один раз в два-три года, в перерывах между арт-хаусом и беспощадно-убогими римейками советских фильмов, наш кинематограф выпускает кино с грифом «патриотическое», от которого у зрителя должен крепнуть дух, а душа - наполниться гордостью за свою страну и ее доблестную историю.
Художественного фильма про Юрия Гагарина до этого года в природе не существовало: действовал запрет семьи космонавта. И вот, спустя 52 года после знаменитого полета, родственники дали добро и такое кино, наконец, было снято.
Первое, на что в фильме обращается внимание – это схожесть «киношного» Гагарина с настоящим, знакомым всем по документальным кинохроникам.
Актеру Ярославу Жалнину, имеющего внешнее сходство с легендой, перевоплотиться визуально вполне удалось. Даже знаменитую гагаринскую улыбку у актера не раз худо-бедно получалось изобразить. Но создатели всерьез срезались, желая показать Гагарина человеком без изъянов, правильным и безупречным. Имонно поэтому весь фильм он напоминал мне человекоподобного робота Дэвида из фильма «Прометей», а не живого человека.
С остальными историческими персонажами тоже не всё хорошо: недоумение вызывали безэмоциональный Королев, напоминающий скорее заправского КГБ-шника, чем творческого человека-конструктора, и Никита Хрущев, похожий на клоуна. Таким последнего разве что в каком-нибудь американском фильме ожидала бы увидеть, в качестве пародии. Нареканий не вызывают только персонажи родителей Гагарина в исполнении Надежды Маркина и Виктора Проскурина - старая добрая актерская школа во всей красе и мощи. Им веришь, ими восхищаешься.
Фильм построен на принципе сюжетных флешбеков: показывая Гагарина в период подготовки к полету и во время оного, вставляют кадры с его воспоминаниями из прошлого: смоленщина, голодное военное детство, взаимоотношения с отцом, знакомство с женой, напряженный период подготовки в школе космонавтов и т.д. С одной стороны всё это придает рваность сюжетному полотну, с другой - понимаешь, что при линейном изложении фабулы, кино смотрелось бы с еще большей зевотой.
Из плюсов можно отметить реалистично переданную атмосфера того исторического времени, дух советских людей. Вот только атмосферность отдельных эпизодов не делает атмосферным весь фильм.
Отдельное место в фильме занимают сцены испытаний выносливости космонавтов в барокамере, центрифуге и прочих приспособлениях, создающих сильные нагрузки на организм. Впечатляет.
Идея борьбы пронизывает весь сюжет. Это и внутренняя борьба героев: Гагарина, его жены, друга-соперника Германа Титова, конструктора Королева, и внешняя борьба - напряженное соперничество среди космонавтов с вопросами: кто лучший? кто достоин полететь? Здесь же и невидимая, но никем не забываемая борьба двух сверхдержав — противостояние СССР и США.
Самое острое в фильме начинается с момента взлета ракеты «Восток» с первым космонавтом на борту. Для зрителя, привыкшему к виду космических кораблей со всеми наворотами техники внутри из американских фантастических фильмов, будет дико увидеть на каком «допотопной» для нынешнего времени конструкции Гагарин отправился в космос. Огромное черное пространство, которое никто до тебя не видел. У зрителя будет отличная возможность с содроганием представить, что чувствовал человек, который оставил семью, маленьких детей и полетел в неизведанное пространство внутри ненадежной железяки, нисколько не гарантирующей безопасность пассажира. Ради чего? Ради Родины, ради идеи первыми покорить космос, ради Победы СССР в гонке достижений с США. Сегодняшнему человеку, привыкшему преследовать во всем личную выгоду, такой обостренный коллективный советский дух понять, наверное, будет трудно.
Техническая сторона фильма оставляет желать лучшего. Режущие глаза спецэффекты вызывают скептическую ухмылку.
Если фильм и вызывает подобие светлых чувств, то ненадолго, уж очень быстро улетучиваются - уже на последнем слове финальных титров.