… История эта совершенно истинна, поскольку
я ее выдумал от начала и до конца… (с ) Б. Виан
Есть такие авторы и такие книги, которые сильно впечатляют и выносят мозг. Для меня одним из таких книг является сюрреалистический роман «Пена дней» Бориса Виана.
Виан – конструктор инакомирья, его «Пена дней» – гибридный иррациональный мир, сочетание гротеска и изящества, пародии и реальности, трагедии и иронии.
Главные герои - молодые люди, благополучные и беспечные. Они как семена, падающие в гнилую землю, - мир, полный пороков, - обречены погибнуть.
Первая половина книги раскрывает их персонажи, вторая – разрушает и уничтожает. «Пена дней» - это умная, злая, страшная насмешка Виана. В его мире нет надежды. Перед нами коктейль из безумия и красоты. Смейся, восхищайся, рыдай! Реальность настигнет каждого!
Недавно кино дошло и до нашей провинции, показывали его одну неделю и только в Галерее Арт.
Вроде бы Морж тут писал, что есть такие книги, чтоб снять по ним кино, нужно быть сумасшедшим или наркоманом, и что «Пена дней» — одна из них.
Как оказалось, для этого достаточно быть Мишелем Гондри.
Вспоминая его неординарный (но подбешивающий меня:) фильм «Наука сна», можно было смело надеяться, что он справится с этой задачей, максимально сохранив всю бредовость книги. Кстати говоря, в этом деле, как мне кажется, только чешский безумец от кино -
Ян Шванкмайер мог бы посоперничать со своим французским коллегой, вот только конечный продукт у него, скорее всего, оказался бы в разы трешовее. Не стал бы Яник церемониться с французской вазой из филигранного стекла под названием «Пена дней», что меня, как большого поклонника романа, например, крайне бы не устроило.
К слову, у французов в 1968 году уже была попытка экранизировать самую известную книгу Виана, но она оказалась провальной во всех отношениях. Так что Гондри было вдвойне необходимо не упасть в грязь лицом.
В «Пене дней» он использует те же методы подачи материала, что и в своей «Науке сна»: смешивает реальность и ирреальность, возводя абсурдные конструкции с помощью комбинированных съемок, кукольной анимации и прочих визуальных неожиданностей, которые в течение всего фильма появляются со скоростью пулеметной очереди. Ближе к концу повествование так и вовсе превращается в невнятный поток сознания режиссера. Если упустить этот момент, то экранизацию можно назвать удачной, потому как все основные детали книги Гондри передал кропотливо и в точности.
Кроме того он привнёс в фильм свою зарисовку на тему «Внутри головы Виана» (назову ее так): время от времени он показывая странных увлеченных людей за конвейером пишущих машинок, из-под пальцев которых и выходит на бумаге вся эта история, которую мы параллельно видим на экране. Этого в книге не было.
Никогда не была поклонницей творчества этого режиссера, но за сабж ему спасибо. Удружил, сдюжил.
В фильме интересные актёры: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Омар Си.
Первого раньше не видела, но образ Колина он воплотил на «хорошо», Одри Тоту меня всегда раздражала, но тут умудрилась этого не сделать. А вот Омар Си, который в загаданном Центрифугой на Зоке фильме меня не впечатлил, здесь раскрылся настолько, что я поняла: он и там и тут охуенный
Гондри нашел роль и себе, преобразившись в доктора Потрошиша (в книге – доктор д’Эрьмо).
Писатель Борис Виан обожал музыку Дюка Эллингтона, поэтому в фильме звучат только, в основном, его композиции.
Виан недолюбливал Жан-Поля Сартра, что и понятно, ему не давала покоя слава этого экзистенциалиста-выскочки, ибо сам Виан так и умер непризнанным. Только через несколько лет после его смерти «Пена дней» стала продаваться бешеными тиражами, а о нем заговорили.
В общем, в своей книге он стебет Сартра по полной, переиначив его имя в «Жан-Соль Партра, изображает его карикатурно, а под конец, конечно же, смачно угандошивает.
«Пена дней» - это чемодан, внутри которого обнаруживается огромный мир, построенный с помощью фантазии и воображения, а в его центре разворачивается история любви Колина и Хлои. Здесь вы можете увидеть танцы на потолке, угря, выползающего из водопроводного крана, рычащие ботинки, солнце, живущее в коридоре квартиры, смертоносное приспособление – сердцедёр и многое другое.
На выходе из зала приятель изрек, что такое надо смотреть под кислотой
У неподготовленного зрителя это кино вероятнее всего вызовет стойкое неприятие, прожженным прагматикам и вовсе вход воспрещен,
а всем остальным - «Пену дней», бармен!
Насладитесь обаянием бредового французского кино!