«Я хочу от кино того, что другие требуют
от психологических наркотиков»
Алехандро Ходоровский
Из череды разнокалиберных фильмов Дэнни Бойла у меня на первом месте стоят его «127 часов» – история о человеке, зажатом между двух камней, о схватке живого с неживым. Ни ранний наркоманский «На игле», ни постапокалиптический «28 дней спустя», ни тем более сентиментально-мелодраматический «Миллионер из трущоб», в душу не запали, хоть и были просмотрены в свое время с интересом. О режиссере Бойле я не могу отзываться восторженно, наверное, еще и потому, что для меня он – ремесленник, а не творец. Бойл не придумывает новую карту в колоде. «Транс» – это, по сути, перетасовывание известных карт. Здесь нет оригинальной задумки, за основу взята идея одноименного британского телефильма, снятого в 90-х. годах. При таком раскладе, режиссеру остается лишь мастерски реализовать имеющееся, чтобы фильм, как блестящий гладкий бильярдный шар, со свистом попал в лузу зрительского впечатления.
Начинается всё с того, что Саймон – сотрудник крупной фирмы, устраивающей аукционы, помогает знакомым бандитам выкрасть во время торгов подлинник картины Франсиско Гойи
"Ведьмы в воздухе"Получив удар прикладом по голове, он теряет память и не может вспомнить, куда спрятал срезанный холст. Бандиты, не добившись признания стандартными способами, вынуждены обратиться к помощи психолога, специализирующего на гипнозе. Всю остальную часть фильма психолог Элизабет периодически вводит Саймона в транс и, влезая в его голову, медленно, но верно вытаскивает из глубин его «заблокированной» памяти кусочки информации. Не только нужные, но и «скелетов в шкафу», которые, в конечном итоге, представляют нам Саймона и Элизабет в совершенно ином свете.
Очень хорошо смотрится троица главных персонажей, все актеры на своих местах. В главной мужской роли
Джеймс МакЭвой – восходящая звезда Шотландии. В его замечательных задатках драматического актера я убедилась еще в фильме
«Искупление» (2007). Несмотря на малозаметную внешность, одноплановым его тоже назвать нельзя: например, в фильме «В душе я танцую» (2004) он хорошо воплотился в панка, прикованного к инвалидному креслу; в боевике
«Добро пожаловать в капкан» (2013) – в безжалостного блюстителя порядка. В «Трансе» МакЭвой отлично вжился в образ пай-мальчика - одержимого Саймона. Своим типажом и «прозрачной» харизмой этот актер напоминает мне своего земляка Юэна МакГрегора, который тоже, в свое время, хорошо начал с английских фильмов и удачно долетел до Голливуда.
Винсенту Касселю досталась роль бандюгана Фрэнка. Этому актеру сам Бог велел играть злодеев, с таким-то брутально-криминальным лицом! Хотя, в фильме шкала «хороший-плохой» у всех героев динамичная, поэтому здесь вы не найдете чёткого деления на протогонистов и антогонистов.
На женскую роль Дэнни Бойл взял свою подружку
Розарио Доусон.
Элизабет – эта такая экзотическая соска с большими сисями, по которой начинают сохнуть Саймон и Фрэнк. Весь фильм не могла разобрать фамилию её персонажа: то ли «Лимб» (первый круг ада, по Данте), то ли «Лэм» (с англ. «lamb» – «ягненок»). Но и эта фонетическая дуальность очень символична. Тётка не так проста, как кажется на первый взгляд. В её случае о каком-то неожиданном метаморфозе речь не идет – обычная женская сущность: немного коварности плюс желание не только избавиться от проблемы, но и получить при этом выгоду. Одним словом, ее персонаж подтверждает известную максиму «Cherchez la femme».
После "Обнаженной Махи" Гойи в живописи прошла мода на гладковыбритые женские гениталии. - говорят нам в фильме.
Этот заскок в историю живописи создатели делают неспроста, как и певец женской наготы Гойя, Дэнни Бойл не лишает свою кинокартину демонстрации обнаженного тела Розарио Доусон.
Вот только зачем нужно было втыкать в фильм момент депиляции - мне непонятно, ей богу.
В своем фильме Бойл смело смешивает жанры и красочно наносит на кинохолст элементы неонуара: темные тона, холодные эмоции. Кино будто вводит зрителя в транс, играя с сознанием, убыстряясь и запутывая, под гипнотическую техно-музыку. С экрана сквозит напряженностью напополам с безысходностью.
Это кино как порыв ночного ветра, ворвавшийся в притворенное окно и разметавшееся всё по комнате, пока ты спал. Но будучи из разряда таких фильмов-пазлов, как «Помни», «Игры разума», «Остров проклятых», и т.п., которые выкладываются в цельную картинку лишь в финале, он, в отличие от вышеупомянутых собратьев, не ввергает зрителя в состояние «поднятия большого пальца».
Слишком уж всё стремительно развивается под конец, что не успеваешь уловить, где в фильме реальность, а где затрагивается ее обратная сторона. Эта сумятица наводит уныние – во время просмотра нет возможности соединить увиденное в одну логическую нить. В итоге, несмотря на стандартный хронометраж – 1 час 40 минут, – во второй половине кино, в конечном счёте, начинает утомлять. И как результат, из зала я вышла подавленная и с пустотой в голове. Впрочем, может быть, именно такие ощущения люди и испытывают после транса?
Если так, то послевкусие очень символичное.
7 из 10