Я тоже хочу (2012)
режиссер: Алексей Балабанов
жанр: драма с элементами фантастики
После «Кочегара» (2010) одни решили, что Балабанов исписался иснимался, потерял режиссерское чутье, а другие углядели в действиях творца завуалированный стёб и троллоло.
Потому вдвойне было интересно, по какому пути пойдет Октябринович дальше.
И вот уселась я в кресло питерского "Дома кино" смотреть новый фильм питерского режиссера, снятого в естественных питерских "декорациях".
Внутри черной тойоты лэнд-крузер по стечению обстоятельств оказываются типичные представители российской действительности: бандит, музыкант, алкоголик, его отец-немощный старик, и отправляются на поиски Колокольни счастья, о которой бандиту поведал как-то его знакомый священник. А находится она на необитаемой радиоактивной территории где-то между Петербургом и Угличем. В условиях ожидаемого конца света, эта колокольня видится героям чем-то вроде ноева ковчега, вот только спасает она людей избирательно. «Некоторых она забирает, а некоторых - нет, но откуда никто еще не возвращался» - рассказывает своим попутчикам бандюган.
Половину фильма занимают сборы в дорогу и езда на машине под байки и водкопитие из горла бутылки.
В «Я тоже хочу» неблаговидная тенденция из «Кочегара» продолжилась: снова «актеры с улицы» и примитивные диалоги, будто сочинялись они самими актерами прямо по ходу съемок.
По дороге сажают в машину голосующую проститутку. Узнав про цель поездки, она жалостливо молвит: «Я тоже хочу счастья!». Эта фраза не раз прозвучит из уст персонажей, которые в этот момент будут напоминать механических кукол, которым нажимают на живот. Когда гетера картонно выдаст свою животрепечущую реплику: «проститутка я, телом торгую, на философском факультете училась, но легче задницу подставлять» нельзя не вспомнить нашу КБЮщину.
Саундтреки здесь песни группы «Аукцион». Заебывающего рефрена, к счастью, нет. Возможно, поклонникам группы будет приятно увидеть в одной из ролей Олега Гаркушу.
Идея фильма не нова, явная параллель со «Сталкером» не увидят разве что лишь те, кто не читал «Пикник у обочины» Стругацких или не смотрел снятый по нему вышеназванный фильм.
Добравшись до закрытой территории, компания ищущих счастья попадает из лета в зиму: снег, мороз, вечная мерзлота. По дороге видят замерзшие трупы - тех, кого колокольня счастья не забрала. Балабанов и для своего сына нашел здесь роль: пафосный парень с рюкзаком, невозмутимо вышагивающий ночью по дороге к колокольне, пророчески разъясняет, кого из пятерых возьмут, а кого – нет.
В «Я тоже хочу» вложена приличная доля абсурда и бредовости, ими насквозь пропитан весь сюжет: например, голая баба, бегущая по сугробам в поисках счастья, Гаркуша, прооравший у костра несуразную песню ебанистическо-душераздирающим голосом.. а в финале появлением самого Балабанова со словами «Я кинорежиссер, член Европейской киноакадемии, я тоже счастья хочу»
Его смерть в кадре выглядит очень символичной.
«Я тоже хочу» можно назвать квинтэссенцией убогой и безнадежной действительности, показываемой нам Октябринычем из фильма в фильм, но обилие «буратиновости» и «балагановости» не позволили мне почувствовать драматизм ситуации.
В сабже много такого, от чего хочется закрыть лицо рукой и решить, что над нами просто издеваются. Но всё это уходит на второй план, если смотреть на «Я тоже хочу» - как на плач Иеремии Балабанова по себе, по кино, по себе-в-кино, вылившийся в конечном итоге в финальный монолог, где он вроде бы ничего, кроме «я тоже хочу» не сказал, но на деле же всем фильмом сказал намного больше. И он хотел успеть до "апрокалиптического" 21 декабря, поэтому вероятно кино и снималось в спешке да абы как, по сырому сценарию и с картонными актерами...
Хз, что стало с теми, кого забрала колокольня, но те, кто остался, обречены снимать вот такое «Я тоже хочу» - прямолинейное и топорное, как восклицательный знак в конце строки, как та полуразрушенная колокольня...
Если это было последним словом Балабанова в кино, то оно вполне понятно.
Всегда лучше успеть уйти до того, как вскричат: «А король-то голый!»