Храброе сердце (Braveheart) // 1995
Итак,
Айкон продакшнс во главе с Гибсоном в 95 решили снять картину, ту, которая в итоге станет культом и всячески благословит Мэла на режиссуру в целом. Планировавшийся проект был лишь задумкой снять не далее чем "хорошее историческое кино", а получился многооскаровый фильм, хотя так обычно и бывает. Как бы кто не старался снять лучше, насыщенней, драматичней, эпичней в конце концов, так и оступался по крутейшей лестнице и катился прямо "на хуй" вниз в сравнении с данным кином.
Актеры: Софи Марсо , сам
Гибсон, ( который в последствии стал играть центральных персонажей фильмов, по обыкновению снятых им же, кроме Апокалипсиса конечно же, сказать по правде понимая переживания главного героя, не думаю что кто - то еще врос бы в штаны Уоллеса.)
Патрик МакГуэн, (ох до чего же охуенный актер
идите вы на хуй со своим Хопкинсом с его "психопатским" лицом из Молчания Ягнят, МакГуэн это самый харизматичный по сей день человек, который настолько чистосердечно может и правдиво может играть настоящего кровожадного ублюдка- язык не поворачивается назвать ублюдком, от его единовременного величия и стати, Эдвард Длинноногий по другому наверное даже и выглядеть не мог.)
Кэтрин Маккормак, ( я бы задумался на самом деле, ибо по сути эпизодическая героиня вроде и получилась, с другой стороны простолюдинку и шалопайку уровня Шотландии ей удалось сыграть, я рад, что больше некоторых минут фильма, ей ничего более не дали, но персонаж является завязочно - центровым и без него никак.)
Ангус Макфадьен, ( Брюс, если судить по истории был не так мощен хотя бы на речи, здесь все таки воли "накрутили", но! персонаж удался, это главное.)
Брэндан Глисон, ( пожалуй, последний, кого стоит упомянуть как центрального актера, и сказать прямо, Глисон в отличие от всяческой колдовской хуеты, в которой он играл, здесь получился грамотнее, убедительнее и комичнее одновременно.)
Режиссура, монтаж, звук. - Итак 95 год, да уже неплохо, какая то специфика появилась, можно что - то прикручивать вполне успешно, можно где-то лучше помонтировать ну и так далее. Однако, на момент съемок практически не было задействовано какое-либо кол-во компьютерной графики, а точнее использование сведено к ебаническому минимуму, да и картина живая как никогда. В массовку боев и боевиков было задействовано свыше 3 тысяч человек, а на тот момент это уже эпично.
Каждый персонаж, даже маленький, имел свой кадр, свою небольшую историю, выделено и подчеркнуто все, до второстепенных ушлепков на вроде сэров, пэров и прочей знати Англии. Если даже такие секундные роли смотрятся как полноценные, это дорогого стоит. Расцентровка и акценты кадров направлены вроде и на природу, одновременно полностью посвящено все вокруг людям, боям и т.д.
Потрясающее звуковое наполнение, все в традициях Шотландии, мелодии и инструменты, никакой синтетики, "запрещенные" волынки это был шик, даже в момент первого просмотра еще на ВиЭйчЭс, когда я был упорот Военно-Историческими-Клубами, на меня это произвело моментальный фурорный шквал радости. Гибсон сука, я уверен он сам сидел и тыкал в звуковые "рыбы", звукорежиссеру и говорил в какую секундочку, какая именно мелодия вставляется. Процент успеха почти всех драматических моментов фильма, грамотной звуковой дорожкой равено + 10-15%, это охуеть как много. Эффект, который вроде как давит на слезу игрой актеров тут же додавливается нужной фоновой музыкой, это просто почет.
Сюжет: Мэлу прикалывает видимо вырывать истории совершенно забытые или напрочь не прописанные, ибо история борьбы за независимость Шотландии от Англии, читай самая маленькая во всей истории, это вроде как и удобно, можно своего напихать вагон. Но ты сам снял фильм вызвавший фурор, следовательно, и копаться в таких трусах - не грязно. Почитал я это краткое эссе о войне, и, скажем, читанины там хуй, да маленько.
Шотландские горы, это почти как всякий кавказ, только за овец там не шутят. На дворе шел 1280 год, это годы правления самого гнусного злодея и самого тоталитарного управленца в истории Великобритании - Эдуарда Первого Длинноногого. Правление государя сводившего все под одну категорию, либо "купить", либо убить. Верная Шотландия находится под чутким и жутким руководством Англии, что в принципе почти всех устраивало ибо разница была только в жизни или смерти. Однако в отдаленной деревушке горцев, были свои законы и в сути тоталитарный режим их мало чем устраивал.
Должно начаться очередное заседание, в котором решалась бы судьба дальнейшая, да с бытом и прочим. Но как я уже упоминал беспощадный и мрачный Длинноногий не боялся показать оскал зубов, а за обманом в карман не лез. На этом то собрании и случилась первая беда, маленького и тогда ни кому не известного Уильяма Уоллеса. Своеобразный малец, не мощен телом, зато слажен с умом, о чем говорят постоянные удары по мордасам от его туповатого рыжего - бугая - друга Хэмиша.
Случилось так, что отец и старший брат Уильяма так и не вернулись живыми. Страшнее сцены я себе представить не могу, где маленький пацан, который должен быть мужественен с самого детства, стоит и подает тазы с водой для омовения отца, лежащего рядом с вскрытой глоткой. Следует отметить маленькую деталь фильма, которая не стоит даже на 3-ем плане восприятия фильма, именно с этого и началась не месть, а шизофрения. Не мудрено, сначала увидать полный сарай повешенных крестьян, затем отца тряпьем с водой отмачивать. Одев его шкуру на себя я понимаю, что не смог бы сделать этого в таком мелком возрасте.
Положенные похороны в традиционном духе. Как и принято, бойца провожают как бы это не звучало и не пахло тавтологией, запрещенными волынками и запрещенными песнями. Но снова знак будущей судьбы сыграл свою роль, маленькая девчонка, сострадавшая Уильяму решилась подбодрить немного парня, и подарила символ Шотландии по сути- цветок чертополоха. Знаковый символ надо сказать. Сироту не смог бросить и дядюшка Эргайл, харизматичнейший мужик, который не был исполнен сострадания, но был готов помочь мелкому.
Спустя длинную упущенную историю Уоллес вернулся на свои земли возмужалым человеком, попав сразу в гущу событий, тобишь свадьбу. Как и положено, бухать, мудить и поддавать все, что нужно, чтобы присутствовать на свадьбе у Шотландцев. И вроде все хорошо и старый узнавший друже Хэмиш, отхвативший камнем в здоровый жбан, но Англии мало налогов и власти, король Эдвард решил возобновить древнюю традицию "Примаэ Ноктис" (лат. Право первой ночи), по которой местный лорд имел право иметь всех жен вперед мужей и отдавать им уже не плевниц конечно же, а вполне вероятно беременных женщин, в утробах которых вьются бастарды.
Подобное поведение у любого народа вызвало бы гнев, тем более у гордых ебалаев Шотландцев. Уильям в первую очередь хотел создать семью, и нашел ту самую маленькую девчонку, которая была уже вся в цвете Маррон. Как в таких законах можно создать семью? Никак, поэтому все и произошло тайно, обручение и первая ночь. Надо сказать, что сцена сексуальных потребностей было бы хорошо развернуть до конца, но и так получилось вполне кошерно.
Все тайное становится явным, как учит нас история жизни. И Маррон уже спустя пару дней стояла у стоба - казни, а рядом озверевший английский лорд, вытирающим кинжал от крови молодой девушки, этой же ночью лорд сам и накликал свою судьбу. Фраза: "Теперь пускай этот Уоллес придет ко мне", стала роковой для всей Англии. И горстка горцев, начала восстание и борьбу за свою жизнь и право.
Каждая животрепещущая битва, каждый стук копыт бронированной тяжелой кавалерии Англии до сих пор бьется в сердце. Орущие простые крестьяне подымающие вверх все свое оружие, ради того, чтобы избавиться от гнетущего всех страха - это то, что сотрясает мозги и зовет на подвиги всех. Собрания сэров, пэров, лордов, военные советы заставляют глотать собственные кишки и орать от бессилия. Женщины в политике пытаются сделать что - то лучше чем мужчины, но остаются пленницами своих мечт и желаний. Мрак, подставы, насилие и разрозненность людей, гордость и все чувства, эмоции, которые могут быть в человеке - сопряжены единым фильмом.
Драма, в которую умудрился закрасться даже юмор. Момент, о котором будут помнить все англичане... Момент, когда вся свита короля увидела, зачем Шотландцы носят килты, или же каково это быть прижигающим раны.
И это все, чтобы услышать, просто услышать не "прошу милости короля", а заветное "СВОБОДААА!!!!", и так услышать, чтобы затем смотреть как скрипучее сердце пердуна короля, наконец ржавеет и его часы больше не бьют. Вот ради чего стоит смотреть этот фильм и затирать до дыр, подымая себе дух в самых безвыходных ситуациях. И впервые поставлю оценку наверное 10 из 10. Это читай лучший фильм на мой взгляд, который скопил в себе не просто историю, а еще много чего, включая человеческие ценности.