"Будда рухнул от стыда"
Год выпуска: 2007
Жанр фильма: Драмы
Страна выпуска: Иран
Продолжительность: 81 минут
"Человек спал под дерквом, ему на голову упал орех. Человек проснулся и говорит: "Хорошо, что это не дыня, а то убила бы на смерть".
В промежутке между 2 и 4 веком на территории современного города Бамиан, что в Афганистане, в скалах были высечены две гигантские статуи Будды 55 и 37 метров, рядом находились буддистские монастыри и множество пещер. Ни присоединение данной территории к мусульманскому государству, ни нашествие Чингисхана, ничто и никто не посягался на это великое творение человека.
В 1996 году власть в Афганистане захватили люди исламского движения Талибан и в 2001 году, руководствуясь шариатом, в несколько этапов они разрушили статуи.
Собственно, к фильму, на первый взгляд, это не имеет никакого отношения.
Фильм о маленькой девочке Бактай, которая очень хотела пойти в школу. Соседский мальчик Абаз, который уже учился чтению, сказал ей, что для учебы нужны тетрадь и ручка. Не найдя маму, чтоб попросить денег, Бактай заработала их на рынке и купила долгожданную тетрадь, осталось только пойти в школу, чтоб научиться читать интересные истории. Абаз приводит её в свой класс, но учитель выгоняет девочку, сказав, что ей надо идти на другую сторону реки в школу для девочек. По пути ей встречается банда мальчишек, которые играют в войну...
Фильм снят в Афганистане, что добавляет ему документальности, очень интересно было смотреть быт тамошнего населения: они живут в пещерах, пасут овец, женщины красятся помадой и смотрятся в китайские зеркала. Мне всё это напомнило одну из передач про современные африканские племена, которые живут по первобытным обычаям и ходят в потертых футболках и шортах с надписями на английском. Контраст пещер и грузовиков, местных кузнеца и дпсника, киоска с канцелярией и грязной пекарни с хлебом в яме.
В главных ролях - местные жители, отработали они хорошо, наверно, потому что играть было особо нечего, диалоги просты, а дети все артистичные.
Фильм было не напряжно смотреть, хотя он довольно вялотекущий, думаю, это из-за отличного оператора, который акцентировал внимание и на пейзаже, и на крупных планах лиц, взглядов, и на деталях одежды, предметов и т.п. Хорошая синхронная озвучка и перевод.
Темы, которые, на мой взгляд, затрагивает режиссер, мне не особо близки, но я попытаюсь их раскрыть.
1.Положение детей в исламском обществе.Я помню, как в моем детстве, мальчишки, играя в войну всегда делились на два лагеря: партизаны и немцы. И, вроде, после войны прошло уже много лет, но остались фильмы, рассказы, медали дедушек и фотографии погибших. Афганские мальчики видели это не на фото, а своими глазами и играют они на месте взрывов и боев, а не у бабушки в деревне. Разумеется, они воспроизводят действия взрослых и будут или талибами, увивающими неверных, или американцами, охотящимися на террористов. Режиссер хотела показать нам, что дети копируют взрослых, так это общеизвестно и происходит во всем мире. Режиссер хотела показать нам жестокость, но все дети жестоки в таком возрасте. Да и где она, эта жестокость? Если только во взгляде главаря банды мальчишек. Да, они "похитили" и держат трех девочек в пещере, да, они подстроили яму-ловушку Абазу, но Бактай ведь убежала от них. Я не вижу никакой трагедии, это просто невеселая игра военных детей.
Трагизм создает лишь музыка и собственное ожидание, что что-то случится. Вот если бы они действительно закидали девочку камнями, тогда другое дело, я бы поверила, что дело плохо.
2. Положение женщин в исламском обществе.Если западные и европейские города шагают вперед широкими шагами, то восточный мир, со стороны, почти не движется, его законы неизменны много веков. Но, оценим несколько эпизодов. На речке женщина набирает воду, её волосы немного закрыты платком, хотя по закону, не должен быть виден ни один волосок, женщины работают, красятся, учатся в школе, и где тут ущемление прав? Взять даже то, что этот фильм сняла женщина.
Хотя, да, носить брюки нельзя (одну журналистку пару лет назад наказали за это 40 ударами плетью), женщины должны беспрекословно подчиняться и половая жизнь начинается только после замужества, но это нам кажется страшным ущемлением прав, а для них это норма и традиция! Они также идут к уравниванию прав мужчин и женщин, просто это происходит намного медленнее.
В России люди, по-моему, более бесправные, чем женщины в мусульманских странах, получить два года за нарушение традиций православной церкви это почти тоже самое, что быть публично наказанной плетью за нарушений традиций шариата.
Режиссер показывает нам Афганистан изнутри, словно взывая о помощи, единственное желание, которое у меня возникает - это призвать весь мир не трогать их, не навязывать другой образ жизни, пусть они живут по своим традициям и законам. И я не вижу какая помощь им нужна.
Думаю, что надо было рассказать эту историю немного по-другому, нам показали положение дел, но сказали как это можно исправить. Мир приносит образование, ибо терпимость воспитывается еще и знаниями о других религиях, странах - вот что надо было показать. Но акцент на стремлении девочки к знаниям не смотря на препятствия больше похож на личную трагедию.
В общем, претензия на шоковое социальное кино, на мой взгляд, не оправдалась.
И даже финальная фраза: "Умри и ты свободна" ничего мне не сказала,потому что невозможно быть свободным в обществе. Мы все несвободны, но каждый по-своему.
Человек привыкает ко всему, а если он родился в наручниках, то для него это не наручники, а просто браслет-безделушка, до тех пор, пока ему ничего не объяснили.
"Хорошо, что не дыня"
П.С.: На второй взгляд, история про Будду также не имеет никакого отношения к фильму, разве что на фоне разрушенной статуи происходит основное действие.