Облачный атлас (Cloud Atlas) (2012)
реж. Лана Вачовски, Том Тыквер, Энди Вачовски
жанр: фантастика, драма, киберпанк, исторический фильм, комедия да и вообще практически все существующие жанры...
в ролях: Том Хэнкс, Хью Грант, Хэлли Берри, Джим Бродбент, Хьюго Уивинг, Джим Стёрджесс, Джеймс Д’арси, Бен Уишоу, Сьюзан Сэрэндон и пр.
«Облачный атлас» – экранизация одноименного романа Дэвида Митчелла, без малого, трехчасовое кинополотно с претензией на монументальность, продукт коллаборации трех персонажей: брата и «сестры» Вачовски и Тома Тыквера. Гугл участливо рассказывает нам занятную историю рождения сего кина: дескать, роман браткам притащила как-то раз Натали Портман где-то на съемках «V» значит Ведетта», затем что-то около года работы над сценарием, затем – два года поиска инвесторов (да, кстати, не смотря на масштабы и солидный бюджет, как это ни кажется необычным, Облачный атлас – независимое кино, причем, снятое, преимущественно в Германии, как я понял) и, вуаля…
Канва сего фильма – история 6 судеб, их переплетения, столкновения, взаимных потерь и т.п., действие одновременно развивается в нескольких эпохах (от середины XIX века до далекого будещего). Роман я, признаюсь честно, не читал (и не собираюсь, но об этом – далее), посему не могу судить, насколько создатели фильма отошли от буквы первоисточника, но, по всему смею положить, что все соблюдено довольно таки близко, в том числе и касательно порядка повествования: история начинается с конца и развивается на экране реверсивно, чередой как бы флэшбэков распутывая на первый взгляд трудновообразимый клубок спелетения линий судеб. Да, вспомним, что, как я уже писал, действие фильма затрагивает период от середины XIX века до далекого будущего и, в то же самое время, действие развивается одновременно во всех эпохах. Я не буду, пожалуй, углубляться в детальное описание каждой из историй какждой из эпох, они интересны каждая по своему, оставлю вам наслаждаться некоторой недосказанностю. Но, тут было бы не лишним отметить, что режиссеры работали на эпизодами из различных эпох раздельно и независимо друг от друга: Тыквер вроде как работал над эпизодами, действие которых происходит в середине XIX в., в 1931, 1972 г.г. и в наше время, тандем Вачовски же работал в основном над эпизодами из будущего и еще более далекого будущего. При всем при этом, никакого разнобоя, диссонанса в кадре лично я не ощутил, по-видимому, в процессе работы, режиссерам удалось найти некую общую ноту, можно сказать, войти в унисон друг с другом и творить в едином ритме.
Остановлюсь подробнее непосредственно на самом фильме. Как я уже писал ранее, история начинается с конца, раскрывая зрителю свои страницы в реверсивно-смешанном порядке так, что по началу как-то даже и в глазах начинает мельтешить и вот-вот, ты уже близок к тому, чтобы потерять нить, ты уже удерживаешь её последними усилиями…Нет, все хорошо, удержал – проникся – поймал гармонию – почувствовал ритм и… вперед! «Облачный атлас» - это симфония, написанная одним из персонажей одного из эпизодов, мотив этой симфонии как-то практически неощутимо проходит через все повествование, музыкой в кафе либо рингтоном на чьем-то телефоне, так и сам фильм подобен этой симфонии. Да, именно такие ассоциации посещали меня во время просмотра: вот вступление, может быть даже - увертюра… затем рондо, а тут скерцо и… финал. Череда эпизодов действительно соединяется и пульсирует, подобно музыкальному произведению и эта музыка пленяет, честно.
Отдельного упоминания заслуживает безупречная игра всех без исключения персонажей во всех без исключения инкарнациях и здесь, раз уж дело на то пошло, мы видим череду перевоплощений, порой – забавных и почти анекдотичных (попробуйте себе представить Т.Хэнкса в роли лысеющего жлоба с золотыми зубами и бандитскими замашками! А, как оно?!), порой – отталкивающих в своей внутренней, моральной уродливости.
То есть, с точки зрения, скажем так, продакшена и постановки, «Облачный атлас» - превосходное, очень крепко-грамотно сделанное произведение, которое несомненно займет свое место где-то в рядах мировой киноклассики. Оно практически универсально, ведь тут есть и крепкая любовная драма и крепкая драма вообще и динамичный экшн в будущем (спасибо поднаторевшим в таких делах Вачовским) и даже, местами, комедия и все это смотрится очень легко и увлекательно, как обычно пишут в таких случаях, «на одном дыхании». И я практически уверен, что оно Вам понравится…
Но выходил я из кинотеатра с нехорошим "послевкусием"… Это то, что называют «камень на сердце» или как-то что-то типа того. Понимаете, это лично, для меня вечный и пока неразрешенный вопрос: извечная конфронтация формы и содержания. Форма первична? Но как быть с подоплекой? И это то, что лично меня сильно расстроило в итоге: в подоплеке «Облачного атласа» лежит огромная смрадная куча фимозного говна позапозавчерашней свежести. Знаете, что я больше всего терпеть не могу, от чего меня неизбежно просто выносит за границы терпимости и спокойствия? Когда мне ебут мозг, или пытаются это провернуть, да еще если неким таким типа красиво-замысловатым способом. И, может это и прозвучит резко, но это именно то, что пытается сделать «Облачный атлас», разбрызгивая по ходу действия утлые сентенции навроде «…мы не хозяева своих судеб…», или там «…вечной любви, которая не умирает с телами…» и прочего около-атсрала. Да и, извините за небольшой спойлер, но я таки испорчу чуток некоторым настроение перед просмотром, дело в том, что одну из линий сюжета, одну из линий судеб составляет нищасная любофффь парочки педерастов (нежный поцелуй двух мужиков в кровати инклюдед), плюс еще россыпь мелочей по всему фильму, навроде намерения одного из персонажей ехать участвовать в движении по защите прав рабов или чего-то такого. Короче, и тут толерастия меж строк…
Вот с таким конфликтом в голове (так и не разрешенным для себя до сих пор) я, пожалуй, тут закругляюсь. И, пожалуй, как водится, воздержусь от циферно-оценочной системы, балл ставить не буду. Смотреть-решать, таки, Вам.
Приятного просмотра…