Серия статей об импровизации, копирую сюда первую статью, написанную для группы ВКонтакте "Гитара и гитаристы" (
https://vk.com/guitartv).
Если вы хотите научиться импровизировать (и вообще создавать музыку) — вырабатывайте связь между вашими чувствами и звуками вашего инструмента.
Как — это отдельный (и большой) разговор. Поэтому серию статей, посвященных импровизации, я разбил на несколько блоков: в этой заметке я озвучу базовые идеи, которыми руководствуюсь, как музыкант и преподаватель, далее постепенно перейду к озвучиванию методологии, и в завершение — к тому, как она воплощается в практику. Надеюсь, такой формат оправдает себя. Итак, начнем с определений. Это поможет, кроме прочего, сразу определить для себя, насколько лично вам близки мои идеи.
Музыка - это рассказ исполнителя о себе. Импровизация - это рассказ о себе здесь-и-сейчас. Единственное, о чем возможно рассказать с помощью музыки — это чувства. Чтобы случилась музыка (и импровизация в частности) необходимо: а) иметь хороший контакт со своими чувствами, б) знать, как рассказать о них с помощью инструмента, в) желать близости.
Поясню пункт "в»: внутренний мир может быть бесконечно богатым, его обладатель может быть бесконечно чувствительным, но если эмоциональный контакт не входит в число приоритетов — все это богатство останется неизданным.
Музыка — это язык. Музыка и речь во многом схожи, но в чем-то и различны: речь состоит из слов, музыка состоит из интонаций. Музыка по отношению к речи первична: первобытный молоток, попадая по первобытному пальцу, порождал интонацию, матерная поэзия из этой интонации сформировалась много позже.
Слово - это форма, само по себе оно не имеет интонации. Мы извлекаем слово из хранилищ памяти и заполняем его любым интонационным содержанием. Слово — это способ обозначить явление, интонация — способ обозначить отношение к нему.
Говорить на родном языке мы учимся с младенчества, навык музицирования — более специфичен, но тренируется по тем же принципам.
Прохлада. Усталость. Пляж. Струна. Скала. Яркое.
Произнесите эти слова, и вы обнаружите, как они пробуждают в памяти образы, ощущения. Сейчас произошло вот что: у меня было сообщение, и была знаковая система (русский язык), чтобы придать словесную форму моим внутренним образам. Вы проделали обратную работу: извлекли содержание из предложенной мной формы, во-образили то, что я перед эти из-образил. Общение — это обмен содержанием, помещенным в некие формы, непрерывный взаимный процесс кодирования и декодирования интрапсихического содержимого.
Чтобы говорить о себе словами, нужно знать, что обозначают слова. Чтобы говорить о себе музыкой — нужно знать, что обозначают звуки. Если этой связи нет, то вместо импровизатора музыкант превращается в декламатора либо компилятора чужих идей.
Итак:
Музыка есть интонация в чистом виде, а интонации, в отличие от слов, понятны всем. Интонация — это не знающий языковых барьеров способ рассказать о своих эмоциях.