2 дня
режиссер: Авдотья Смирнова
жанр: комедия с элементами сатиры
год: 2011А ты не переживаешь, что ты лысый?
Петя, тебе Путин звонил!
Не хочу быть губернаторшей!
Я — музейный работник!
"2 дня" вырываются из ряда российских фильмов последних трех лет уже тем, что:
1) не промышляет в нише чернушности;
2) не косит под юсейщину;
ко всему прочему его сняла женщина - небезызвестная Авдотья Смирнова из "Школы злословия", ранее отличившаяся сценариями к таким неплохим фильмам Алексея Учителя, как "Дневник его жены" и
"Прогулка", например.
В фильме затрагивается проблема развития культуры на примере одного национального объекта, и на фоне этого– история зарождения любви двух совершенно непохожих людей.
Высокий чиновник из Москвы - замминистра по экономике Петр Сергеевич Дроздов на пару с губернатором области разъезжают по губернии и попутно заезжают в усадьбу писателя Щегловитова - здание провинциального музея, которое хоть и запущено, но включает в себя красивый парк с потрескавшимися статуями львов и озером, что делают его чудным уголком старины, где каждое дерево посажено каким-нибудь известным другом писателя: Тургеневым, Толстым или еще кем.
Скоро по задумкам властей на месте культурного достояния должна появиться то ли резиденция, то ли еще что из разряда увеселительных заведений, ибо доходу от музея кот наплакал, и писатель к тому же не Толстой-Достоевский, а "третьего разряда" Эта перспектива, разумеется, вовсе не по душе обитателям-хранителям музея-провинциальным интеллигентам, которые питаются высокой культурой да святым духом. И если большинство ведет себя тихо и прилично, то одна из них-особо строптивая – зам. директора музея по научной работе Мария Ильинична, не привыкшая молчать, когда душат, режет правду матку прямо приезжему чиновнику в лицо.
"Культуру у народа отнять хотите? Одну только водку ему оставить? Сами-то небось не пьете! Шкурку свою бережете!"А начальству скандалить по чину положено, так что возникает беспощадный словесный батл.
В итоге оскорбленная "Жанна дАрк" убегает в свою келью, а Дроздов, коему нельзя пить из-за язвы, напивается в свиноту от досады, что барышню тонкую обидел. Дальше идет лирика, перемежающаяся попеременно то бурями, то благостным штилем. Разнообразные страсти-мордасти, смешные и грустыне. И, о да, в фильме интересные диалоги
Федор Бондарчук неплохой актер, когда дело касается холеных боссов и недоумков. Ксения Раппопорт ("Юрьев день") в роли провинциальной интеллектуалки тоже смотрится органично, не отстает от Бондарчука, дает жару и пышет экспрессией. Кажется, никого лучше нее на эту роль и не придумать. Не прогибающаяся прямолинейная дева с блаженным лицом.
Игра остальных актеров, кстати, смотрится не менее интересно, на отъебись никто не играет, персонажи цельные и проработанные: например, мерзопакостный губернатор (Борис Каморзин), лицедействующий директор музея Ильин (Евгений Муравич)
и др.
Смирнова не стала изобретать велосипед - из простой задумки сделала хороший фильм, профессионально и с душой. Думаю, это и называется качественным мейнстримом. Сюжетный замут здесь угадывается сразу - по легенде писатель Щегловитов всю жизнь любил женщину, которая пробыла с ним всего 2 дня, главным героем фильма уготовано такая же история – но главное - как всё поставлено, сыграно и снято, а по этим пунктам кино получает высокие баллы несомненно. Ничего натужного и пошлого, заимствованного и подражательного, а всё просто и ладно, смешно и иронично. Есть, конечно, карикатурные моменты, как, например, хождение работников музея на коленях перед чиновниками или "рублевская" невеста Дроздова,
совершенно непоколебимая в своих жизненных взглядах на брак. Я уж молчу про совершенный стебный постер.
Вот, кстати, эпизод, где Дроздов ходил в чужой одежде, а потом меняет его на привезенный водилой костюм и тут же резко меняется и его поведение. Не пойму, это он так толсто сыграл или задумка такая была гротескно-показная.
И эпизод с разбитой чашкой, ставшей символом их примирения, как-то уж искусственен.
Финал понравился,
с ужасом ждала смачного хэппиэнда, но всё вырулилось со вкусом.
Авдотья Смирнова, как выяснилось, не только хороший сценарист, но и хороший режиссер.
Сабж - отличное кино для отдохновения – легкое, смешное и злободневное, рекомендую.