Иван Вырыпаев "Эйфория"
Жанр: драма
Год: 2006
В ролях: Полина Агуреева - Вера; Максим Ушаков - Паша; Михаил Окунев - Валерий.
Это фильм-танец. Там никто не пляшет, хотя танго звучит, но то как выстроен кадр, пейзаж, движения героев… глядя на это создаётся ощущение что Вырыпаев создал кинематографический балет. Пластика персонажей, картинность кадров одухотворена, несёт в себе гораздо больше, чем если бы вместо одного кадра – был длиннющий монолог. Но герои почти не говорят, а если и лопочут что-то, то смысла в их словах почти нет. Им остаётся «танцевать свою эйфорию».
«Танцуют» (как «два лёгких» в «Кислороде») Полина Агуреева и Максим Ушаков. Если удариться в символизм, их можно воспринимать как Адаму и Еву, а Валерия (мужа героини) как Змия, который обоих и погубил.
Паша Веру увидел на свадьбе. Они друг на друга смотрели да смотрели. А теперь он даже уснуть не может, мучает его чего-то. Вот он в начале фильма пометавшись по чисту полю, и рванул к ней.
Павел. Я видел, ты смотрела. А че ты смотрела?
Вера. Я не знаю.
Павел. Я, короче, тоже не знаю, но я знаю, что я больше не могу без этого жить.
Ничего толкового они сказать друг другу не могут. Ни чувства выразить, ни объясниться, ни даже самим себе признаться. Потому и будут долгое время ходить вокруг да около, всё по тому же полю, которое кажется бесконечным и через которое только одна дорога. Пейзаж потрясает, то как сняты поля, дорога (которая постоянно разветвляясь и снова соединяясь, всё равно, неизбежно, ведёт в одну сторону) по которой каждый герой идёт своим путём (то расходясь, то сближаясь с другими), небо, облака, даёт отсылку к Библейской тематике. Собственно на то Вырыпаев и рассчитывает. Показать старый миф, в новом осмыслении.
Двигаются герои сначала в больницу, к дочке Веры, которую укусила собака. Кстати когда они эту собаку вдвоём с Пашей хоронили, то именно с того момента пошло их духовное сближение. Об этом Вырыпаев и сделал фильм – телесные оболочки переплетаться-кувыркаться могут сколь угодно, это не «эйфория чувств». У героев фильма – именно она – за счёт сближения духовного (хотя без кувыркания таки не обошлось).
Потом они будут двигаться подальше от её мужа, к дому Паши, потом дальше ещё куда-то. После того как «две маленькие фигурки, любящие друг друга посреди оранжевого пятна донской степи» (взято из сценария к фильму), будут лежать на траве, она расскажет ему что у неё с детства какая-то серая пелена на глазах, всё ей серым кажется. Может к этому они и стремятся – сбросить с себя эту пелену, очиститься от неё. Даже в воду они будут падать словно мечтали об это всю жизнь. И в конце утонут в одной лодке. После того как Валера потихоньку расстреляет их с пригорка, а они переодевшись в белое (уже очистившись от серости восприятия) будут сидеть обнявшись.
Фильм является притчей. Об Адаме и Еве нашего времени. О духовной близости людей, на которую им мало решиться, им бы ещё друг до друга достучаться, потому что слов у них нет чтобы объясниться. Об «эйфории чувств» про которую все забыли до такой степени, что даже ощущая её, не могут понять что это. Может это понимает только мужик на мотоцикле, которого в самом начале запустили ехать по полю и он так всё время и ехал с невообразимым букетом эмоций на лице. Фильм даёт новое представление об уже давно известном. Но на другом языке. Наверное более понятным, живым для сегодняшнего времени языком.