Так вышло, что когда все более-менее здравые люди варились в контексте дня Святого Валентина, особо хитровымудренным приспичило вызнавать насчет службы в православном храме. Там была служба в честь Сретения. Честно говоря, с определением даты этого события пришлось повозиться. Интернет упорно выдавал две даты, не желая говорить, какая из них относится к службе. В один прекрасный момент все сомнения размыла знакомая христианка, за что ей спасибо.
В Храм, бодро беседуя в радостных тонах, мы шли вчетвером. Религиозный состав группы был примерно такой: девушка-атеистка с уклоном в агностицизм, юноша, занимающийся всевозможными нетрадиционными духовными практиками, в т.ч. шаманизмом и оккультизмом, я, относящийся к существующим религиям скорее как к памятникам культуры и исповедающий что-то между агностицизмом, атеизмом, пантеизмом, панпсихизмом и по чуть-чуть из всех неавраамических религий, и воздушный шарик фиолетового цвета в форме сердца, явно отмечающий день Святого Валентина на кришнаитский лад.
Всякий храм начинается с бабушек, стоящих у забора и просящих милостыню. Точно известно, что у переходных бабушек есть чуть ли не своя организация, и там все четко с тем, кто где стоит и сколько платит за точку. Как с этим у церквей - Бог знает. Дальше - дворик, в нем - дорожки, деревца и все такое. И, конечно же, сам храм. Стоит заметить, что Рождества Богородицы - это не какой-нибудь храм с горы, а самый что ни на есть кафедральный собор. И, как водится, он большой и красивый, пятиглавый, с ярусной высокой колокольней и здоровым световым барабаном в основном зале. Это про внешность. Внутри - поражающее воображение количество всяческих икон, чудесная роспись на стенах и потолке (с этим у христиан всегда было очень хорошо, что у наших, что у католических, что у всех остальных) и умиротворяющая атмосфера. Находиться внутри очень приятно, если попытаться абстрагироваться от прихожан с хмурыми лицами.
Нет, к самому храму, конечно же, претензий никаких. Будь моя воля - я б там жить остался, ибо там и правда очень красиво и приятно. Но происходящее внутри действо вызывало чувство несоответствия того, что должно быть, тому, что есть. Вроде бы, там был как бы праздник. Давно уже всем понятно, что сейчас в такие места у нас ходят только туристы, сгорбленные бабушки и пузатые дяденьки. Каждый со своей целью. Но вот что странно: ни у кого не было даже довольного выражения лица, не то, чтобы счасливого. Очень необычный подход к празднику. Даже лежащая у меня в рюкзаке Бхагават-Гита пребывала в недоумении, что уж говорить о фиолетовом шарике. Ему так вообще приходилось стыдливо смотреть в пол и стараться не привлекать внимание.
Прихожане действовали по очень простому алгоритму. Они стояли, смотрели и раз в полминуты кланялись и крестились. Священники вели себя чуть сложнее. Основных действующих лица было два. Один мужчина в центре зала зачитывал текст службы, а другой, в голубых одеждах, носился вокруг и судорожно махал кадилом. Когда он приближался к бабушкам, они поворачивались к нему и начинали креститься с утроенной силой. Еще в специально отведенном месте стояли певчие и распевали молитвы. Я не знаю, зачем в храме нужна система усиления звука. Там же и так акустика будь здоров. Но звук шел в колонки и у хористов, и у священника, а микрофон священника иногда жутко и не по-божески заводился и гудел. О музыкальной составляющей молитв говорить не нужно, они, все-таки, уже проверены многими веками своего существования. Текстовая же немного вгоняла в ступор. "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" на тонический вспомогательный оборот в мажоре звучало странно. Такие вещи всегда удивляют, честно говоря. Сразу возникает вопрос: а кого надо помиловать и за что? Но это так, отступление от темы. Вообще, было ощущение, что хористам на это действо особенно плевать. В принципе, все понятно, они как бы просто на работу пришли. Как правило, в церквях работают певчими всякие студенты хоровых отделений музыкальных учебных заведений. Надо же им где-то работать.
Первым сдался мой друг-шаманист. Он продержался минут двадцать пять-тридцать, потом сказал что-то вроде "Я так больше не могу" и выбежал за территорию. Второй запаниковала девочка. "Мне странно", - говорит - "пойдем отсюда". Ну ладно, что уж. Миссию я выполнил, на службу посмотрел, можно и идти.
Мы вышли и закурили. Точку поставил мой друг. "Странные люди, они как-то потребительски относятся к Богу, все им дай да дай..."