В кино не принято говорить о Боге прямо. Кино - это искусство, которое появилось в уже секуляризованном обществе. Если бы оно появилось в мусульманском мире другое дело. Но оно появилось в свободомыслящей Франции, и французам больше полюбился на экране Наполеон, а не Христос. И сейчас я что-то тоже не вижу плакатов "Христос против Пилата".
Секуляризованное обществе в лицах это:
- Ты веришь в Бога?
- Это слишком личное, чтобы об этом говорить.
То есть:
- Не знаю, мне по хуй.
Некомпетентность и безразличие.
Про Бога в лоб в кино любят говорить Свидетели Иеговы и протестанты, но их продукция настолько уёбищна, что мне даже говорить о ней не хочется. В "Древе Жизни" о Боге говорят тоже много и не скрывая, к нему взывают, цитируя Библию, но говорят не так, как мусульмане-иранцы, например. Кто видел иранское кино, тот знает, что до титров обязательно появляется надпись: "Во имя Аллаха", при том, что про Аллаха там могут вообще ни слова не сказать, а просто расскажут истории из жизни маленьких людей, про слепого мальчика, например ("Цвет рая", реж. Маджид Маджиди), или про мальчика, который проебал единственные ботиночки своей сестры ("Дети небес" реж. Маджид Маджиди), или про гражданина, который захотел покончить собой, и который искал себе человека, который бы закопал его в могиле рано утром ("Вкус вишни" реж. Аббас Кияростами). Показывают такое доброе кино про несчастных людей. И мне такое кино нравится.
А Терренс Малик считает, что чтобы человек почувствовал рядом незримое присутствие Бога, нужно включить классическую музыку погромче, сказать: "Всё, что ни делается, к лучшему, вас ебут а вы крепчайте", и показать Солнце, прямо в глаза, до того заёбистый тип. Солнце, как образ Ветхозаветного Бога-Отца. Солнце как Неопалимая Купина, в образе которого он явился в пустыне Моисею. И никаких Христос Воскресов, экзистенционализма, абсурда, и бунтующего Сына Человеческого Христа. Только Бог-отец, капризный, тупой, недалёкий, жестокий, нетерпимый, тоталитарный и слабый, как герой Бреда Питта, который в фильме играет отца трёх сыновей и мужа своей жены. Ветхий Завет.
Да. Да! Это красиво. Первые полчаса фильма, где Малик показывает, реинкарнируя манеру знакового фильма 20 века "Коянискацци", как человек мал перед бесконечным Космосом, как он мал перед бесконечным Микрокосмосом, как его жизнь ничтожна в бесконечности времени, Малик говорит, смирись с неизбежностью, займи свое место в жизни, эабудь о мечтах, не рыпайся и тихо жди своей смерти. И пади на колени.
Если отбросить метафизику, клерикальность, еврейский вопрос, было-не было, и прочую хуйню, в котором, как мешок с дохлой собакой в проруби, тонут любые теологические споры, если принять Бога-отца как Идею, и Бога-сына как Идею, то по идее Христос пришёл, чтобы во-первых стать адвокатом людей перед карающим Богом-отцом, и стать адвокатом Бога-отца перед людьми, у людей же к нему всегда было много претензий. Он пришёл сказать людям, например, что Бог-отец не виноват в том, что вы сами тут творите, а Богу-отцу рассказать, что не надо как бы серьёзно относиться к вопросу о первородном грехе и отправлять людей в Ад, и что я, твой Сын, родился такой чистый и красивый непорочно, по твоему замыслу, а хули толку, если Царь Иудейский, стоило только мне появится на свет, вырезал всех первенцев, родившихся в одно и тоже примерно место со мной, посмотри, я такой же как они, без вины виноватый. Он пришёл сказать, что человек одинок перед лицом смерти, и что. Стоп
Так-то фильм мне казался сначала неплохим, добрым таким, зефирным, до отвращения, и камера очень хорошо себя в кадре ведёт, она там такая как будто на спину комару посажена, она реально очень нежно следит за людьми, интересуется, участвует, но конец фильма меня совсем очень расстроил. Есть такое таинство, называется Евхаристия, вино, хлеба, вот и у Свидетелей Иеговы есть такой прикол, на Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа тоже и вино, и хлеба, только они не вкушаются, а передаются из рук в руки, потому что вкушать их могут только помазанники, ну там такая хитровыебанная система иерархий, и вероучения, там например Христос у свидетелей Иеговы ещё и Абаддон, ангел бездны, каратель, возглавляющий воинство саранчи, ну они вообще молодцы ребята, не стоят на месте, скоро Сатане будут поклоняться по идее, но я о другом хочу сказать, я хочу сказать о том, что Терренс Малик всех наебал, вложив уста не хлеб и вино, а пластмассовую пуговицу с рубашки человека-свободная-касса!, и в с первого взгляда пустом "Фонтане" Араноффски больше Жизни, чем в этом идиотском в принципе фильме. Ну и по хуй. И что Малик покажет в развёрнутой шестичасовой версии, на это тоже. Ну.