Облако-рай
режиссер: Николай Досталь
год: 1991 "Наряду с отоплением в каждом доме существует система отсутствия. Спрятанные в стене ее беззвучные батареи наводняют жилье неразбавленной пустотой круглый год, независимо от погоды..."Маленький населенный пункт N, коих много, где не происходит ничего интересного, люди как "вещи в себе", эдакие чеховские "люди в футляре". Болото и глухомань, Скука и уныние.
Коля - яркий элемент этого социума. Колышится как сорванный лист на ветру, элементарно не с кем поговорить, пристает с разговорами ко всем, даже к древним бабулькам на лавочке. Навязчивостью достает всех.
Речи его однообразны и примитивны. Ибо говорить-то не о чем. Так бы всё это и продолжалось еще невесть сколько лет, но как-то Коля ляпнул не подумав, что скоро уезжает на Дальний Восток, к другу. Ляпнул и сам удивился. Ибо был это подсознательный импульс из недр души его, не знающей, что такое - насыщенная интересная жизнь, но чутьем дикого зверя отдаленно догадывающейся, что такое возможно.
Слово, как известно, не воробей... Тут-то и начинается стихийная свистопляска - сборы, застолье, поздравления. Коля купается во внимании, в том, чего ему всегда не хватало для счастья, но назвался груздем полезай в кузов. Финал открытый. С философским налетом вечности - автобус жизни и одинокий человек.
"и землю, в которую придется лечь, тем более одному, можно не целовать...""Облако-рай", снятое на стыке развала СССР, стало очень символичным - как в жизни страны всё в один миг изменилось, так и в застойной жизни главного героя. Встали из окопов, замки сняли, все дороги открыты, но куда идти? куда ехать?
Так и едем в никуда.
Кино получилось очень атмосферным и экзистенциальным, сценарий чёткий, как натянутая тетива, актеры хороши (Ирина Розанова, Сергей Баталов, Владимир Толоконников и др.), особенно Андрей Жигалов в роли Коли
Его песни под гитару - одна в начале, вторая - в финале, - всецело отражают всё то, что в фильме, и то, что внутри самого главного персонажа - его внутренную неудовлетворенность. Голос полный тоски и горечи:
"Где ты, где ты, облако-рай?" Лучшего саундтрека и не придумать.
"Облако-рай" - как зеркало, отражает на примере одного случая - миллионы подобных судеб: ощущение необходимости перемены в себе и в своей жизни, но только ощущение это смутное, невнятное, и нет ни сил развить его в цель, нет ни смелости захотеть этого.
"Узурпированное пространство никогда не отказывается от своей необитаемости, напоминая сильно зарвавшейся обезьяне об исконном, доледниковом праве пустоты на жилплощадь..."Рекомендую к просмотру