Однажды на диком западе...или попытка возрождения забытого жанраПросмотр
"Железной хватки" всё время откладывался, поскольку знала, что братья Коэны сняли кино
в жанре "вестерн", в жанре, который был всегда малоинтересен для меня. Вовсе не ожидала, что это кино меня впечатлит, но случилось неожиданное
Причина мне видится в том, что "Железная хватка" - не вестерн в полном смысле этого слова, а некая стилизация под него, как "Перекресток Миллера" - стилизация под гангстер-муви.
И если в Перекрестке все же перестрелок и бандитских разборок немало, то в
"Железной хватке" от вестерна как раз таки мало. Только оболочка. Канва. Всё остальное - в свойственной Коэнам манере - тщательно проработанные персонажи и их характеры, впечатляющая актерская палитра, продуманные диалоги, любовь к "вышиванию" мелких деталей, ну и легкая сатирическая ухмылка "между строк" . Авторская начинка обильная. Здесь нет безудержных погонь, жарких перестрелок и вагона приключений. Во главе стола не экшн, а столкновение характеров и драматизм ситуации.
Многим это кино мне напомнило джармушевского "Мертвеца", но благо "Хватка" не настолько монотонна.
А вот нелепо-странно-комичные сцены наличествуют так же: например, висельник на верхушке дерева, на высоте 15 метров над землей:
-Зачем его повесили так высоко?
-Видно, он совершил какой-то очень плохой поступок, и они решили, что наверху он будет мертвее. Сюжетный замут строится на том, что 14тилетняя девочка - маленький дьявол - по имени Мэтти хочет во что бы то ни стало разыскать убийцу своего отца, она, зная его имя и местонахождение, нанимает для его поимки одноглазого охотника за головами матерого федерального маршала Когберна (Джеф Бриджес), он же выпивоха и раздолбай, эдакий Биг Лебовски, но только в другом времени, стареющий и ворчливый. Когберн соглашается на сделку с девочкой за энную сумму денег. Девочка же настойчиво напрашивается ехать с ним, утверждая, что имеет большой опыт охоты на енотов.
а вот поди объясни настырной пигалице, что ловить енота и опасного преступника - это всё же разное
Третьим в их компании поневоле становится техасский рейнджер Лабиф (Мэтт Деймон), по делам службы ищущий того же злодея.
Тут же и типичное в фильмах Коэнов сочетание идиотизма с героизмом, вылившееся в образах героев Бриджеса и Дэймона. Оба комичны и нелепы (яркая демонстрация тупизны - сцена стрельбы по лепешкам), но когда доходит до серьезного дела - они его делают как надо, и даже из глубин забытого выплывают такие архаичные понятия, как "долг", "честь" и "совесть".
Ведь в конечном счете лишь трудности определяют степень прочности характера, выявляют сущность человека. Более точный перевод названия фильма - "Настоящее мужество". И тут оно троякое - железной хваткой обладают все три главных персонажа - в не по годам взрослой, с твердым характером Мэтти, кажется, что его больше всего. У остальных двоих она отчетливо обнаруживает лишь в конце.
Финал кажется трагичнее, чем всё повествование, но время ведь и вправду не щадит никого
А кино получилось атмосферное и содержательное,
крепкое и выдержанное, как хороший коньяк.
А потому его рекомендуется смаковать,
а не пытаться пить залпом.