Меланхолия (Melancholia)
режиссер - Ларс фон Триер
в ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Гинзбург
жанр - драма
год - 2011
"...а навстречу ему умирали цветы и звуки"В предверии 2012го, снял и Ларс фон Триер свою версию армогеддона. Снял в своей манере - оригинально и красиво.
После высокой планки, установленной
"Антихристом" эта картина, по определению, должна была, если не переплюнуть, то приблизиться к ней. И это у нее прекрасно получилось.
У
"Меланхолии" много форменного сходства с
"Антихристом":(1) Масштабная красивая картинка - подобно художнику-плэнэристу, Триер фактурными красочными мазками наносит элементы окружающего, а окружающее весьма живописно - загородная резиденция, обилие зелени, безукоричненно подстриженные кусты и т.д, за оградой - река, луга, лес - первозданное, всё дышит, всё живое;
(2) а лежащая в траве у реки обнаженная Джастин в одном из кадров - не что иное, как символ единения человека с природой.
Человек- всего лишь часть ее. Не больше. Такой же символизм был и в предыдущем фильме - обнаженные тела, слившиеся в экстазе у подножия огромного дуба, сросшиеся с его корнями.
(3) Классическая музыка. Что лучше нее может подчеркнуть всю печальную торжественность происходящего? Бесспорно, выбор верен.
(4) в
"Антихристе", по сути, та же тема - армагеддон, только личностный. Чуткий скальпель, препарирующий душу, заглядывающий в ее темные закоулки. В
"Меланхолии" же причина динамична, она неизбежно надвигается, а люди, в большинстве своем, как муравьи, продолжают копошиться, делать свои насущные дела, кроме одной, прозревшей. На ни всех и направил свою лупу мастер Ларс. Такое ощущение, что и этот фильм посвящен Тарковскому, ибо очень уж явная параллель с
"Жертвоприношением" последнего.
Но! в отличие от
"Антихриста" в
"Меланхолии" все понятно и прямолинейно. На мой взгляд.
Фильм структурно разделен на 3 части:
- Необозначенная часть-первые 10 минут. Что-то вроде пролога. В то же время это и эпилог - нам показывается финал. В режиме слоу мо, как и в
"Антихристе" - красиво и жутко.
- глава 1 - "Джастин".
- глава 2 - "Клэр".
Понятие "меланхолия" в фильме двоякое - это и планета, которая неумолимо движется к Земле, и то состояние, в которой пребывает главная героиня под действием приближающейся возможности катастрофы.
Джастин и Клэр сестры, причем антиподы. Муж Клэр запрещает ей выходит в инэт, дабы та не читала версии пророков про конец света. Муж-ученый успокаивает ее, сам тоже верит, что Меланхолия минует Землю, как миновала Меркурий, и Венеру. При всей моей визуальной неприязни к Шарлотте Гинзбург признаю, здесь она хороша в своей роли, особенно в финале, когда начала обнажать свои эмоции.
Кирстен Данст отлично показала, что ей доступны не только роли с налетом детскости, но и сильные драматические.
Джастин выходит замуж, свадьба шикарная, кажется, что она - дочь мэра, не меньше. Оказывается, что простой копирайтер в конторе, а все блага - за счет мужа ее сестры, состоятельного человека, ученого. Он больше всех парится, что вбуханные в торжество деньги не оправдываются. Джастин весь свадебный вечер занимается чем угодно, но только не тем,чем нужно. Вместо того,чтобы разрезать праздничный торт и танцевать с женихом, катается в одиночестве на авто для гольфа по двору, принимает в душ, укладывает племянника спать,
срет ссыт на лужайке, а гости ее ждут и нервничают.
И тут, я считаю, дело не во врожденнйой ипанутости Джастин, хоть сестра и говорит, что она больна. Скорее всего она стала такой недавно и это - влияние Меланхолии. Как луна влияет на оборотней, так же.
Отсюда и вытекает ответ на вопрос Митрофаныча, почему Триер полфильма показывал странности Джастин.
Художественный прием, дабы довести зрителя до состояния понимания мотиваций главной героини в финале. Когда она с чистой душой и открытым сердцем ждет армагеддон. "Земля-это зло"- говорит она. И это не пустые слова протестующего переростка.
Она на полном серьезе приняла факт возможности катастрофы, готова к предстоящему и ждет его. Почти одержимо. Причем раньше всех. Отсюда и отрицание всего насущного, своей свадьбы, жениха. И вседозволенность. Можно напоследок и
посрать поссать в людном месте, сказать всё, что думаешь, своему шефу. Триер смеется над страхом людей перед концом света, над истерикой Клер, перед малодушием ее мужа, который сбежал раньше всех.
Финал прекрасен. Сиди и наслаждайся, зритель, эстетической астосферой приближения небытия.
Красота не спасет мир, но мир умрет красиво.