Под пентатоникой понимается лад, состоящий всего из пяти ступеней (которые расположены по большим секундам и малым терциям). И в этой связи он обладает особенностью - в нем отсутствуют малые секунды (полутона), поэтому в ней нет ярко тяготеющих неустойчивых звуков, как в семиступенных диатонических ладах.
Пентатоники бывают разные. Наиболее распространенные из них - мажорная и минорная. Строятся очень просто - в мажорной из семиступенного мажорного лада отнимаются IV и VII ступени (чтобы из семи ступеней осталось пять), а в миноре - II-я и VI-я ступени.
Вообще, поскольку пентатоники строятся на мажорных или минорных трезвучиях, то в, скажем, минорном или мажорном ладу скрыто 3 мажорных и три минорных пентатоники, постольку поскольку в этих ладах есть три мажорных, три минорных и одно уменьшенное трезвучие. Скажем, в нашем Ми-миноре спрятаны:
- минорные пентатоники: E, A, B (поскольку именно на этих ступенях - I, IV, V строятся главные, минорные трезвучия);
- мажорные пентатоники: F#, G, C и (эти три мажорных трезвучия - на II, III, VI ступенях представляют собой побочные трезвучия в минорном ладу; а на VII ступени - которая также представляет собой побочное трезвучие - строится уменьшеннон трезвучие).
Чтобы это проверить, попробуйте сыграть всем известный и заезженный до изнеможения пентатонический бокс:
E |-x-|---|---|-x-|
B |-x-|---|---|-x-|
G |-x-|---|-x-|---|
D |-x-|---|-x-|---|
A |-x-|---|-x-|---|
E |-x-|---|---|-x-|
Итак, запомните структуру пентатоник:
- мажорная: тон - тон - 1,5 тона - тон (б. секунда-б. секунда-м. терция-б.секунда);
- минорная: 1,5 тона - тон - тон - 1,5 тона (м. терция-б. секунда-б. секунда-м. терция).
Термин пентатонный звукоряд (пентатоника) произошел от слияния двух греческих слов: "pente" - пять и "tonos" – "тон, звук". Иногда называют "китайским звукорядом" (пентатоника типична для китайской музыки).
Пентатонный звукоряд строится с помощью чередования одной или двух больших секунд (б.2) - 1 тон (2 полутона) и малых терций (м.3) - 1.5 (3 полутона).Терции в звукоряде не могут располагаться подряд.
Пентатоника относится к "ангемитонным звукорядам", т.е. таким, где нет полутонов.В пентатонике не встречается интервал "малая секунда" (м. 2) - 0.5 тона,полутон.На фортепиано полутон-ближайшее расстояние между двумя
клавишами,на гитарном грифе это расстояние равно одному ладу.
В заключении, несколько слов о могуществе числа пять; квинта -основной интервал; квинтовый круг - фундаментальная концепция музыкальной теории; древние китайцы почитали число пять, потому что оно означало пять стихий, пять типов человеческих отношений, пять разновидностей зерна. В нашем микротональном, полихроматическом мире, пентатоника - это глубокое, основополагающее средство выражения, которое мы до сих пор не оценили и не поняли до конца.