Группа "Ухо радуется!" заметно выделяется среди уфимских и не очень коллективов. Нельзя однозначно сказать, что они играют, допустим, джаз, рок, фанк или что-то еще такое. На это я и обратил внимание, когда случайно нашел их на просторах вконтактовых степей. Студийных записей у них не было, была только пачка живяков, записанных в месте, которое здесь нельзя называть вслух. Эти живяки и вдохновили меня, раз уж вчера подвернулся случай, заглянуть на их концерт.
Все-таки, сначала немного коснусь музыки. Во-первых, ни у кого из уфимцев, наверное, нет настолько продуманных гармоний. Такое впечатление, что группа "Ухо радуется!" знает такие аккорды, каким многие джазовые мастера позавидовали бы. Во-вторых, многим, я думаю, знакомо ощущение "пустоты", которое бывает, когда в группе кроме баса, гитары и ударных инструментов нет. Так вот, здесь не то, что ощущения - здесь и самой пустоты не было! При этом сохранялись и мелодическое, и ритмическое разнообразия, и динамика не терялась, и атмосфера (особенно она) была на месте и к месту. И ничего лишнего! Ребята, видимо, давно уже сообразили, что бессмысленные шреды и писклявые потуги вокалиста надо оставить тем, у кого кроме этого ничего нет и кому без подобных выкрутасов можно будет выкинуть свою "музыку" в ближайший музсорный бак. Потому они периодически отдавали чем-то вроде Эла Ди Меолы, решившего написать фанк и отдать это на аранжировку Скофилду. Ну, естественно, с поправкой на "русскость. Придя на их концерт, можно смело забыть о том, что мы привыкли понимать под песнями. Все эти куплеты-припевы, прихлопы-притопы, смоук он зэ уотер и прочее такое... Зачем?! Зачем сжимать свою музыкальную мысль, чья ширь и высь по умолчанию необъятна, до размеров какой-то невзрачной штучки длиной в три минуты и обязательно с припевом на золотой секвенции?! Вот они и не сжимают. И как только они начинают играть, становится совершенно неясно, что замахнется дальше: их эмоциональный посыл или наша реакция на него.
Вот, подобрались к самому-самому. Я не помню концерта, на котором эмоции забирали бы меня так сильно. Небольшое лирическое отступление. У них на вокале - представьте себе! - не вокалист вообще, а актер. Это не значит, конечно же, что он не умеет петь. Это значит, что он - уже не просто вокалист. И это были не кривляния очередной волосатой мартышки, которая только и думает, что о количестве кинутых в нее, мартышку эту, бюстгальтеров. Никакого цирка, ребята, сплошной театр. Оттуда и движения на сцене. Не выученные на базе перед зеркалом "мельницы", а сиюминутные эмоциональные порывы, воплощающиеся в теле, голосе, даже тексте композиции (к слову, их "Терминатор" каждый раз на сцене рождается заново... Ну, вы поняли). И это касается не только вокалиста. Они все - каждый! - там живые, движущиеся, ЧУВСТВУЮЩИЕ существа. И, как следствие, зал - тоже чувствует. Вот серьезно, каждому начинающему кривляке можно зайти разок посмотреть на этих ребят - и, я думаю, он поймет, что его клоунада ни-кчем-на и бес-по-лез-на. Дай Боже, это существо после увиденного переосознает свое положение на сцене. А так, глядишь, и артистом настоящим станет.
И вот еще что: я не помню НИ ОДНОГО момента, когда кто-нибудь там на сцене допустил хоть малейший косяк в исполнении. Нет, ну был, конечно, один момент, где барабанщик сделал один удар чуть вперед доли. Но это было настолько чуть, что сомневаюсь, что кто-то в зале, не считая директора этого заведения, это вообще мог заметить. Вот нисколько не жалуюсь на свои уши, но я не сразу понял, что это было не специально. Что вы там говорили насчет "пусть сыграю не идеально, зато более живо!" ? Ась? Так вот, это все - жалкие отмазки неудачников, желающих оправдать свою музыкальную беспомощность. Ими разве что ноги вытереть - и то не стоит. Вот так вот.
Очень надеюсь, что группа "Ухо радуется!" получит в итоге то признание публики, которого она заслуживает. А она заслуживает. Очень.