"Это всегда неожиданно, когда в дом заходит слон"
диалог с подругой:
-смотрела "слон" ван Сента?
- неа, и не буду.
- почему?
- я такое не смотрю
- а я влюбилась в это кино
- ну дело твое, и не подумаю смотреть, вот кинокритик Кудрявцев не уважает этот фильм
- почему?
- хз
- а, ну он, наверное, тоже его не смотрел, как и ты
- :-D
типичная для ван Сента манера - снимать долгие перемещения: идет персонаж по коридору, камера следует за ним, и кажется, что прошла вечность, а этот процесс не прекращается. Потом мы идем так за другим, потом за третьим. Тоска и засыпание неминуемы - думаешь ты. Для чего так вообще делать? наращивать хронометраж? Давать зрителю время отдохнуть? но от чего, если ничего существенного в кадре еще не произошло?
В "Параноид парке" меня такое раздражало, после него я плевалась, после "Слона" - восторг, хотя приемы те же. Почему? может потому что с момента просмотра Параноида прошло 3 года, а в "Слоне" сейчас мне,наконец, открылась "красота" ван Сентовского кино?
А может я просто увидела в темной комнате черную кошку, которой там не было. Ок. можете дальше не читать. Ответ найден: зрителю должен погрузиться в атмосферу безмятежности обычного дня в обычной американской школе, и подготовиться к тому, что будет в следующих кадрах. Даже если на эдакую подготовку уходит почти весь фильм, а сама кульминация занимает 10 финальных минут, - всё оправдано. Определенно.
Это как смотреть целый час на земляничную поляну в лучах полуденного солнца под умиротворяющие звуки музыки бетховена, а потом - как на нее падает ядерная бомба, в режиме слоу мо, под ту же музыку,и всё летит чертям! ты не верил в это до самого конца. наяву это произошло быстрее, чем в твоей голове.сделанное необратимо, идиллия нарушена.
Слона-то ты и не заметил.
Это кино трудно не сравнить с эстонским "Классом"- тема одна и та же, но по способу подачи эти фильмы - как небо и земля. ван Сент ничего не объясняет, расставляя лишь полупрозрачные акценты в тех или иных местах и зритель сам их должен домыслить- сцена в классе, где мальчика закидывают жвачкой, или сцена двух парней в душевой кабинке- накала нигде нет, всё кажется несущественным и обычным. ОБЫЧНЫМ.
Всё как в жизни, мы многого не видим, или не хотим видеть. Ни одноклассники, ни родители.
Весь фильм нас знакомят с персонажами: вот Эллис, он занимается фотографией, вот Мишель-серая мышь, помогает библиотекарю и т.д.
Но один винтик Системы разболтался,не выдержав натиска и вот-вот начнет ее разрушать.
Фильм основан на реальных событиях.
силен своей атмосферой,
так же как "Последние дни", но не такой "мутный", может потому, что тема здесь прозрачная.
впрочем, к черту иные слова, кроме браво!