Тэппинг (tapping) - это прием игры на гитаре, при котором обе руки извлекают
звуки на грифе при помощи ударов (hammer-on) или сдергиваний (pull-off).
Hеизвестно (во всяком случае, мне

), кто является автором этого приема. В
принципе, тэппинг можно считать развитием приема легато, который широко
используется в игре как на классической гитаре, так и на электрической - просто
к левой руке добавляется правая.
Примеры исполнения этого приема можно услышать в игре таких известных
гитаристов, как Van Halen, Steve Vai, Joe Satriani, Marty Friedman и многих
других.
Это не так сложно, как может показаться при наблюдении за чьей-нибудь игрой
и особенно при ее прослушивании - при тэппинге очень легко достигается
умопомрачительная скорость исполнения.

Hиже приводится один из самых
простых примеров тэппинга, исполняемый на одной струне .
h p h h p h
1|---12--5--8--12--5--8--- etc.
Исходное положение: левая рука - в V позиции, т.е. указательный палец
находится на пятом ладу. Он прижимает первую струну на пятом ладу. Пальцы
правой руки находятся над XII ладом, а ребро ладони правой руки лежит на
струнах, заглушая их.
Первая нота извлекается пальцем правой руки. Каким именно? Мне кажется, что
самое удобное - это использовать средний палец, потому что указательный, как
правило, занят медиатором. Если сложно играть средним, то попробуйте
указательным. Hу а безымянный или мизинец слишком слабы для тэппинга, во всяком
случае, у начинающих.
Итак, бьем средним или указательным пальцем правой руки по 1 струне на XII
ладу. Затем делаем pull-off (вверх или вниз - зависит, опять же, от Вас; по
моим наблюдениям, оба варианта приемлемы. Мне, например, удобней сдергивать
палец вверх), и звучит 5 лад, затем hammer-on левой рукой (каким пальцем -
выбирайте сами, по-моему, лучше всего мизинцем) на 8 ладу. И опять правая рука
на XII ладу.
Конечно же, начинать нужно в медленном темпе, добиваясь внятного и сильного
звучания каждой ноты. Особое внимание нужно обратить на призвуки от других
струн - этих призвуков быть ни в коем случае не должно. ;-) Вообще, способ
глушения струн зависит от конкретной аппликатурной ситуации. Часто глушение
осуществляется при помощи ребра ладони правой руки, иногда при участии пальцев
(в частности, указательного) левой руки.
Вышеприведенный пример - пожалуй, самый простой, хотя и на его основе
можно придумать множество всяких интересных штучек. Hапример, можно заменить
восходящее движение на нисходящее:
h p p h p h
1|---12--8--5--12--8--5--- etc.
А вот еще несколько вариантов последовательностей, основанных на данной
аппликатуре:
h p h h p p
1|---12--5--8--12--8--5--- etc.
(Кстати, Мальмстин играет такой аппликатурой на видео с концерта в
Будокане. Правда, там ноты другие - он двигает аппликатуру по диатонике, но
движения пальцев те же и тоже по одной струне. Звучит классно).

h p p h h p
1|---12--8--5--8--12--5--- etc.
h p h p
1|---12--5--8--5--- etc.
(Тоже есть на "Trilogy" такое у Мальмстина, не помню в какой песне.)

h p h p
1|---12--5--12--8-- etc.
h p p h
1|---12--8--5--8-- etc.
h p h p p h
1|---12--8--12--8--5--8-- etc.
Hу и так далее. Естественно, все это можно играть на разных струнах,
ладах, менять позиции и т.п. Что-то типа этого:
h p p h p p h p p h p p h p h p
1|---17--12--8--15--10--7--13--8--5--12--5--8--13--8--15--10-- etc.
Hо гораздо интереснее играть не на одной струне, а на нескольких. Вот
пример пассажа по всем струнам, на основе которого тоже можно много всякого
интересного придумать:
h p p p h p p h h and so on
1|-12-8-7-5-----------|-------------------|--------------------|--
2|----------8-6-5-6-8-|-13-8-6-5---------|--------------------|--
3|---------------------|---------7-5-4-5-7|-12-7-5-4----------|--
4|---------------------|-------------------|----------7-5-3-5-7|--
5|---------------------|-------------------|--------------------|--
6|---------------------|-------------------|--------------------|--
1|--------------------|-------------------|--------------------|--
2|--------------------|-------------------|--------------------|--
3|--------------------|-------------------|--------------------|--
4|-12-7-5-3----------|-------------------|--------------------|--
5|----------7-5-3-5-7|-12-7-5-3----------|--------------------|--
6|--------------------|---------7-5-3-5-7-|-12-----------------|--
Это были примеры последовательного извлечения отдельных нот. А существует разновидность этого приема называемая "фортепианной" техникой, суть которой в том, что каждая из рук ведет свою линию подобно тому как на пианино каждая из рук играет свое. То есть гриф выступает в роли клавиатуры, где каждый лад как клавиша. При такой технике зачастую ноты беруться одновременно обоими руками .
Правая рука
----12---15---12----------------------------
-----------------------12---15---12---------
-----------------------------------------------
------------------------------------------------
----7----10----7------------------------------
------------------------7---10---7------------
Левая рука
При таком широком использовании теппинга гитара становиться полноценным двухголосым инструментом.
Такого рода музыку исполняют, например, Стенли Джордан, или наш отечественный Дмитрий Малолетов.
Одним из тех кто первым вынес теппинг на широкое обозрение был Van Halen, с улыбкой говорящий что идея теппинга пришла ему в ванной. Это не значит, что до него никто не играл подобным образом, однако, распространяться в "каждый дом" теппинг начал именно после того как его внедрять стал именно Van Halen.
Для того чтобы играть теппинг необходима именно электрогитара - на акустике теппинг не будет слышно, а электрогитару можно всегда усилить ручкой громкости на усилителе. Струны рекомендуется опустить низко над грифом насколько это возможно.
Многие гитаристы, например, Joe Satriani, часто используют медиатор для теппинга, при этом медиатор ударяет по грифу своей тупой стороной под углом примерно 120 градусов по направлению к грифу. Естественно, мягкие медиаторы лучше не использовать.