Алексей Октябринович Балабанов прежде чем начать снимать знаковый фильм 90-х годов
«Брат» по-любому писал его с
«Таксиста» Мартина Скорцезе. Уж слишком явны сюжетные параллели, в чём-то и характеры главных героев. Но и различий до чёртиков: Балабанов не показал (а может просто не знал – как?) зрителю
Данилу рефлексирующего, ведущего диалоги с самим собой,
Трэвис Бикл – другое дело. Он пытается понять себя, хоть и избегает этого, пытается вписать себя в мир без войны, в мир, оказавшийся миром проституток, сутенёров, воров и убийц. Возможно поэтому он и ходит частенько на показы фильмов для взрослых. Кстати, почему Скорцезе по сценарию отправлял Трэвиса туда, для меня так и осталось секретом.
Соответственно и общество восприняло два этих фильма по-разному. «Таксист», окупившись в прокате в 10 раз, всколыхнул сознание американцев, он стал первой ласточкой кинофильмов о Вьетнамской войне (хоть и говорится, что Трэвис служил в морской пехоте, а о том, где он служил ни слова, но всем как бы понятно). Далее последовали
«Охотник на оленей» Майкла Чимино, о детях русских эмигрантов из простых рабочих семей, отправившихся на войну, и гениальнейший, пророческий
«Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы о самопровозглашённом безумным полковником Курцем государстве насилия. А чуть позже, в 80-х, появились более легковесные
«Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика и
«Взвод» Оливера Стоуна. Что характерно, фильм, снятый участником той войны, оказался слабее всех тут перечисленных.
А вот после «Брата» ничего вразумительного о войне чеченской так и не было снято. Даже Михалковым.
Тоже самое касается и войны афганской.
Дабы не переоценить влияние «Таксиста» на умы, расскажу об одном известном факте.
Джон Хинкли, тот, кто совершил неудачное покушение на Рональда Рейгана, смотрел этот фильм раз 15. Что говорит нам о том, что один человек с изменённым состоянием психики в реальности признал своим собратом другого, ненастоящего, киношного. Что говорит о том, что
Роберт Де Ниро актёр не абы какой, а Талантливый. Но таланта в этом деле мало, нужно быть ещё и работящим, потому что также известно то, что Де Ниро очень много книг прочёл об умственных расстройствах, чтобы сыграть Трэвиса наиболее точно. Это у него получилось, я встречал подобных в жизни. Очень похожи.
Сергей Бодров тоже неплох в своей роли, но кто ж виноват в том, что Балабанов слепил из него не персонаж, а функцию, прибавив к ней для ясности разве что
«в штабе служил, писарем…». И удивление АБ по поводу того, что народ его не понял мне сейчас кажется нелепым. что показал, то и увидели. Отвлёкшись на Балабанова, доскажу уж. Зря он так как танк попёр на массового зрителя, начал снимать в угоду ему. А ведь всё могло быть по-другому, но закончилось «Грузом-200».
Вернёмся к нашим морпехам.
Трэвис Бикл, 26 лет, ветеран Вьетнамской войны, не спит по ночам. Потому что по ночам ему снятся горящие в танках друзья и узкоглазые вьетнамцы (их сам бог сделал узкоглазыми, так целиться удобнее). Устраивается в фирму такси, понятно, что в ночную смену, как новичку ему дают самые небезопасные районы Нью-Йорка, со всеми вытекающими. А вытекать есть чему – каждый день после смены ему приходится оттирать сперму, а порой что и кровь, с заднего сиденья машины. Единственным светлым лучом в его нечистом мире является работающая в предвыборном штабе девушка по имени Бетси (её сыграла Сибилл Шеперд, та самая, из «Детективного агентства «Лунный свет», шедшего по воскресеньям). Ради встреч с ней Трэвис даже станет ярым активистом кандидата Палантайна, пообещавшего, кстати, покончить с преступностью в городе. Но и она уходит из его жизни, после того, как доблестный морпех пригласит её в кинотеатр, на просмотр фильма категории ХХХ. На фига???
Её уход стал первым толчком к. Вторым случится, когда в его такси случайно сядет кандидат Палантайн, после разговора с которым Трэвис понимает, что всё это предвыборное словоблудие шляпа. И ему остаётся только одно: купить четыре пушки разных калибров и начать свою политику – уподобившись герою романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», чтобы ловить детей, норовящих прыгнуть прямо в пропасть, на самое дно.
После того, как пошли титры, я подумал: «Ну и что…». Но спустя почти сутки, «догнав», и многажды поразмышляв, мнение поменял.
Так снимают мэтры. И «Taxi Driver» стоит того, чтобы быть пересмотренным.