Прошу прощения за очень длинную цитату, но в ней-ответы на многие вопросы
Мое первое знакомство с музыкой этого стиля состоялось в середине 60-х годов, когда в Уфу с гастролями приехал ансамбль из Чехословакии под управлением Карела Дубы, в составе которого были две электрогитары, ударные и саксофон. Мой поход на концерт этой группы послужил поводом для полного переосмысления составов и самого стиля музыки того времени, поскольку ничего подобного мы не видели и не слышали. В основном к нам приезжали оркестры, которые исполняли джазовую, эстрадную музыку, то есть доминирующего звучания гитары не было. Это был первый ансамбль из услышанных мной, где основными инструментами были соло- и ритм-гитара в одном лице, бас-гитара, ударные и саксофон. На этом концерте, кроме собственных композиций, прозвучали и песни "Beatles", а в то время мы еще не знали, что это такое. Мой страстный интерес к этой группе привел к тому, что старшие товарищи Искандер Усманов и Аркаша Силантьев с великими предосторожностями переписали мне концерт "Beatles" "Please, please me", а Валера Письменный (гитарист первого состава "Кузнецов грома") дал переписать концерт группы "London beats", который ему прислали из Чехословакии. Я стал ярым фанатом этой музыки, а поскольку фирменных пластинок было недостать, подпольно переписанную музыку мы крутили на ламповых магнитофонах "Комета", "Яуза", "Днепро" и т.д., в основном ночами. Возникло непреодолимое желание научиться играть на гитаре и исполнять подобную музыку.
В то время мы еще не делали большого различия между "Beatles" и другими группами, но достаточно быстро, в 1966-1967 годах, научились различать "Beatles", "Roling Stones", "Animals" и еще несколько десятков групп* и определять стили музыки: кантри, рок, блюз. Тогда вся эта музыка объединялась под названием "big beat".
В Уфе в середине 60-х годов начали появляться ансамбли, которые так или иначе имитировали, пытались подражать западным группам и петь на английском языке. Первым из них был ансамбль "Эльфы", созданный Валентином Федотовым при БГУ. Впервые я услышал его в 1966 году в 91-й школе на вечере, посвященном 7 Ноября. Ансамбль состоял из пяти человек: три гитары, клавишные, ударные инструменты. На клавишных играл мой будущий товарищ Витя Степанов, на гитарах - Борис Родионов и Игорь Ефимов, на бас-гитаре - Сергей Горячев, на ударных - Валентин Федотов. Позже, при подготовке данного материала, выяснилось, что группа в этом составе выступила на уфимском телевидении в 1965 году. Встреча с ней оставила у меня неизгладимое впечатление и укрепила желание научиться играть на гитаре. Я стал настойчиво просить у отца гитару, и за 7 руб. 50 коп. отец купил мне ее в магазине "Мелодия" на ул. Коммунистической. Никогда не забуду ее запаха и как дрожали руки, когда я ее настраивал.
Мне очень повезло, что в соседнем классе учился Игорь Гатауллин, впоследствии известный и талантливый гитарист. Он стал моим первым учителем. До этого я занимался в музыкальной школе, овладев навыками игры на фортепиано. Игорь Гатауллин ввел меня в круг музыкантов, которые стояли у истоков рок-н-ролла в Уфе в конце 60-х годов. Но об этом позже.
Не найдя единомышленников в своей школе (а именно в школах начали появляться первые группы), я познакомился с несколькими ребятами, и мы в 1967 году создали во Дворце пионеров свой ансамбль для аккомпанирования местному коллективу бальных танцев. Дирекция предоставила нам ударную установку и электроорган "Юность", а электрогитары, которых в продаже тогда еще не было, нам приходилось брать у друзей только на выступления, репетировали на простых акустических. В состав нашего ансамбля входили, помимо меня, Миша Красильников гитара, Марат Резин - вокал, Алик Ишкинин ударные и Витя Степанов, мой кумир с того момента, как я увидел его в составе ансамбля "Эльфы", и с которым нас познакомил Анатолий Демидов, ярый пропагандист идей рок-н-ролла в Уфе. Самостоятельно выучив английский язык, он умудрялся различать более 250 лучших музыкальных англоязычных групп с большей частью их репертуара. Поскольку в то время был дефицит пластинок и просто записей, Демидов, протянув по своей квартире огромную антенну в виде спирали и пробиваясь сквозь мощнейшие электронные глушилки, ловил "Голос Америки", радио "Люксембург-Интернейшнл", ВВС и хит-парад "РОР-20", записывал на магнитофон и приглашал нас к себе на прослушивание. Таким образом, благодаря подвижнической деятельности Демидова, мы были в курсе всех музыкальных новинок того времени. Его даже несколько раз приглашали в КГБ, где проводили душеспасительные беседы, но наш стоик упорно продолжал дело Севы Новгородцева.
Четкого определения рок-н-ролла еще не было. Кто-то считает его основателем Элвиса Пресли, который все-таки как певец стоял несколько особняком от существовавших тогда рок-групп. Для нас символом рок-н-ролла был и остается Билл Хейли. А недавно журнал "Playboy" подтвердил наше убеждение в своей статье, посвященной 50-летию рок-н-ролла, отметив, что отцом и основателем его является "человек, который похож на парикмахера", - Билл Хейли, исполнивший свой знаменитый рок-н-ролл "Rock Round the Clock", что послужило началом рок-н-ролльного движения.
Итак, в 1967 году нами была создана группа. Дворец пионеров и рок-н-ролл - вещи плохо совместимые, и просуществовали мы, конечно, недолго. Но некоторые "ветераны" запомнились именно по Дворцу пионеров. В один из дней лета 1968 года, находившись не у дел, я познакомился с Аркадием Олимпие-вым, руководителем ансамбля при Уфимском НИИ нефти, который располагался на ул. Ленина, напротив парка им. Якутова. После недолгого общения и игры на гитаре Аркаша пригласил меня к себе в ансамбль играть биг-бит. Несмотря на то что он был ярым приверженцем джазовой музыки, в итоге все-таки мы стали исполнять поп- и РВ-музыку из репертуара "Beatles", инструментальные вещи из репертуара ансамбля "Shadows", джазовые композиции Рэя Чарльза. Иногда во время репетиций к нам в самоволку из музвзвода прибегал наш старший товарищ Фарит Саттаров - прекрасный саксофонист, человек-оркестр, и они с Аркадием Олимпие-вым и Валерой Вишёнкиным исполняли свои джазовые импровизации. Порой нас даже начинали мучить сомнения насчет выбранного стиля, но Фарит убегал дослуживать, а мы - репетировать рок-н-ролл.
На наши вечера потянулись люди, и мы стали очень популярными в Уфе. Я в то время учился в 9 классе. В состав нашей группы входили тот же Миша Красильников, на бас-гитаре играл Валера Вишёнкин, Боря Шевченко - на ударных, на саксофоне - Витя Ведерников, на клавишных - руководитель нашего ансамбля Аркадий Олимпиев, я играл на соло-гитаре и был вокалистом.
Отдельного рассказа заслуживает ансамбль "Кузнецы грома", возникший в 1968 году и объединивший очень интересных, талантливых музыкантов: солирующим гитаристом и певцом был Игорь Гатауллин, мой учитель, ритм-гитаристом и певцом - Валера Письменный, на клавишных играл Сергей Шайкин, Коля Гаранин - на бас-гитаре. Первоначально они обосновались при заводе "Прогресс", потом переехали в клуб "Спутник", где сейчас располагается филиал "Лукойл". Интересным совпадением было то, что их продюсером был Эдик Эпштейн. Мы шутили, сравнивая "Кузнецов" с "Beatles", потому что у "Beatles" продюсером был Эпстайн, а у "Кузнецов" - Эпштейн.
Благодаря организаторским способностям и неистощимой энергии продюсера эта группа состоялась, став первой уфимской группой, которая из подпольного существования пыталась выйти на профессиональный уровень. Изначально она играла, как и все мы, известные вещи "Beatles", "Shadows" В составе ее была великолепная солистка Валя Белоклокова, которая также исполняла вещи ведущих западных певиц. Эта группа в декабре 1968 года выступила на новогоднем концерте во Дворце спорта. Но для того, чтобы ездить с гастролями, нужно было разрешение Министерства культуры, которое возглавляла тогда Клара Габдрахмановна Тухватуллина. Как сейчас помню прослушивание, которое проводилось в малом зале филармонии. Были приглашены Клара Габдрахмановна, ведущие башкирские композиторы. Удивительной была реакция одного из композиторов - Хусаина Ахметова, который вскочил со своего места, зажал уши руками и с криками "Громко, это невозможно слушать!" выбежал из зала. Вердикт был убийственным: "Если вы хотите быть профессионалами, вы должны исполнять песни отечественных и местных композиторов, комсомольские песни, а если вы собираетесь выступать с вашим репертуаром, то дорога будет закрыта".
В связи с этим прослушиванием в ансамбле произошли серьезные изменения. Валера Письменный, как англоговорящий и воспринимающий рок-музыку только в западном формате, категорически отказался участвовать в дальнейшем проекте и ушел из коллектива. За ним ушел Коля Гаранин. Ребята были вынуждены набрать новый состав, сменить название, теперь они назывались "Романтики", что, конечно, не добавило им ни шарма, ни популярности. В ансамбле стали играть Игорь Ефимов и Борис Родионов, оба из "Эльфов". Но коллектив просуществовал недолго, поездив по городам Башкирии. Игорь Гатауллин уехал в Москву и небезуспешно продолжил свою карьеру в качестве солиста ансамбля "Веселые ребята", Сергей Шайкин уехал в Ленинград, Альтерман - в Молдавию. Таким образом первый рок-ансамбль Уфы "Кузнецы грома" исчез.
ВУЗЫ
В1969-1970 годах основное сосредоточение ВИА произошло в высших учебных заведениях нашего города. Это вполне объяснимо, поскольку вся интеллектуально развитая часть молодежи приходила продолжать свое образование в вузы. Наиболее ярким в этом плане был Уфимский государственный авиационный технический университет, в те годы - УАИ. Я отдаю дань этому университету объективно, поскольку на каждом факультете в период 1969-1975 годов был свой достаточно известный и значимый ансамбль. В 1969 году, после моего поступления на механико-технологический факультет, меня пригласили играть в группу, которую создал студент 3 курса Виктор Ахрамович. Итак, наша факультетская группа в первоначальном варианте состояла из пяти человек: ударник Толик Татьянцев, ритм-гитарист и солист Виктор Ахрамович, бас-гитарист Володя Уманский, на клавишных до нынешнего времени - мой друг Александр Рабчук. В таком виде наш состав предстал в 1969 году на вечере посвящения в студенты, где мы отыграли несколько вещей "Rolling Stones", "Брепсег 0ау|5 Сгоир", "Ап1та15". Студенческое сообщество очень тепло приняло нас, и в течение нескольких лет, пока Виктор Ахрамович не закончил университет и не ушел в армию, мы достаточно активно и плотно выступали. Хотелось бы отметить наибольшее наше достижение - мы стали лауреатами первого в Уфе студенческого фестиваля "Агидель-71", который проходил три дня, жюри возглавлял наш выдающийся композитор Загир Исмагилов. Организатором этого событийного мероприятия выступил Кировский райком ВЛКСМ и его первый секретарь Тагир Шайрахманов. Чтобы упредить возможные обвинения в нашем отступлении от рок-н-ролла, хочу сказать, что песни были исполнены нами из обычного репертуара - песня протеста Боба Дилана "Ответ знает только ветер" и композиция Пита Сигера "Если бы у меня был молот" - как всегда, на английском языке.
Помимо нас, в УАИ параллельно существовали еще несколько оригинальных ансамблей. Группа "Прометей" базировалась на факультете авиационных двигателей. Первоначальный состав этого ансамбля: Олег Шваб - гитара, Виктор Пенеров - бас-гитара, Владислав Тушин - ударные. Особенно выделялся Марат Юлдыбаев - наш выдающийся саксофонист, сейчас он проживает в Таиланде. Впоследствии В. Тушина, ушедшего в армию, заменил Алик Мустаев, очень колоритная личность и прекрасный ударник. Знаменитые вещи Эрика Клэптона я впервые услышал в исполнении этого ансамбля.
Группа электромеханического факультета "Ритм-68" (68 - видимо, год основания группы) уже в те годы начала исполнять вещи в стиле джаз-рок. Состав: саксофон - Жора Палтусов, ударные - Виктор Штейнберг, контрабас - Володя Еремеев, очень интересный, интеллигентный парень родом из Бразилии, солист - Анатолий Иванов, гитара - Рафаэль Уразаев, на клавишных очень короткое время играл Борис Левин, который потом уехал в Москву. Иногда (к сожалению, очень редко) к ним присоединялся скрипач Леня Баку-сов, очень доброжелательный и улыбчивый парень. После ухода Чванова солистом стал Рафаэль Уразаев, и в таком виде ансамбль просуществовал в течение нескольких лет.
В период с 1971 по 1975 год в УАИ были очень неплохие группы: "Второе дыхание", "Пилигримы", ансамбль под управлением С. Самохвалова, ансамбль под управлением С. Круля, где играл замечательный аккордеонист Коля Калмаков, а музыка исполнялась в стиле "польский рок". После 1975 года в моду вошла музыка в стиле диско, затем итальянцы, и число музыкантов, игравших в лучших традициях рок-н-ролла, значительно поубавилось.
Вторым по значимости в Уфе среди вузов стоял Нефтяной институт. Самым известным ансамблем были "Ступени", где играли прекрасные музыканты. Там я впервые познакомился с ударником Сергеем Пустернаковым (покойным ныне). На мой взгляд, это был один из лучших ударников, игравших в стиле рок-н-ролл и ритм-н-блюз. Состав "Ступеней": Александр Писарев - гитара, вокал; Николай Семенов - лидер, гитара; Саша Стахеев - гитара; Александр Полетаев - бас, вокал; Борис Вахильт - клавишные; Сергей Пустернаков - ударные. Эта группа часто выступала в кафе "Встреча", ставшем с момента образования в 1974 году культовым для молодежи. За несколько лет его существования многие уфимские рок-музыканты получили на этой сцене боевое крещение. Идея собрать молодежь во "Встрече" на углу улиц Зорге и 50 лет СССР - кафе, напоминающем современные рок-клубы, - принадлежа ла заведующему отделом Уфимского горкома ВЛКСМ Константину Максименко, с легкой руки которого на постоянную работу в качес тве рок-музыкантов были приглашены Рустем Каримов, Саша Тимофеев, Витя Степанов, Рустем Масленников и Таня Ишбулатова.
Уфимский медицинский институт был представлен прекрасной группой "Красные кресты", основанной в 1968 году Валерием Письменным, ушедшим из "Кузнецов грома". В первый состав вошли: Азат Юсупов - бас-гитара, Радик Курамшин - соло-гитара, вокал, Володя Суслов - ритм-гитара, Сергей Ширяев - ударные. Толя Гохберг - ведущий, Рамиль Аюпов - саксофон, Владимир Мехлис - клавишные. После ухода Письменного с 1968 года музыкальным руководителем стал Радик Курамшин, а художественным руководителем, или, как нынче говорят, продюсером - РаисТерегулов. В этот период произошли изменения в составе группы.
Вместо уехавшего в медакадемию А. Юсупова на бас-гитаре стал играть брат Радика Равиль Курамшин, а на ударных - Борис Шевченко, с которым мы вместе играли в УфНИИ. Видоизменяясь и трансформируясь, группа довольно активно выступала в Уфе и гастролировала по Башкирии, а в 1978 году тихо распалась. Ансамбль "Орфей", который заслуживает особого внимания, был основан на базе института искусств. Тягаться с ним было тяжело, потому что в его составе были профессионалы, учившиеся по различным музыкальным специальностям. Бывший руководитель этого ансамбля Володя Суханов сейчас профессор, завкафедрой народных инструментов. Другие ребята также посвятили себя артистической, преподавательской и иной деятельности, связанной с искусством. В ансамбле было мощное многоголосие и качественная музыка, за что мы их называли "уфимскими "Холейс". Эта группа стала лауреатом и завоевала диплом 1-й степени студенческого фестиваля "Агидель-71". Но поскольку музыкальная деятельность для членов группы была не столько сферой профессиональных интересов, сколько легким и приятным времяпровождением, "Орфей" просуществовал недолго. Ребята, закончив институт, разъехались. Саша Афанасьев, с которым мы учились в параллельных классах, уехал по распределению в Сибирь, где устроился актером театра, Володя Каширин тоже уехал, Миша Корнев (клавишные) отправился за границу еще в 70-е годы. Иными словами, на этом история ансамбля "Орфей" закончилась.
СВОБОДНЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Я постараюсь четко выдержать хронологию создания и существования рок-групп и отдельных музыкантов, потому что некоторые участники нашего проекта "5R" пришли в рок-музыку раньше, другие - позже.
Помимо институтских ансамблей, в Уфе существовало несколько прекрасных коллективов, которые играли на танцплощадках.
Их независимость от гастрольной жизни и отсутствие необходимости в прослушивании программ давали им возможность играть то, что они хотят.
Прежде всего, это группа "Бисквиты". Группа была создана в 1967 году из очень интересных ребят. Руководителем ВИА был Игорь Селюков (гитара), на барабанах играл Паша Панов, Игорь Сёмин был звукооператором, а вокалистом - Игорь Заболотнов, который запомнился еще и тем, что сочинял свои стихи (или делал переводы) на музыку известных групп, в частности он является создателем русскоязычного текста знаменитой песни группы "Animals" "House of the Rising Sun". Свой первый опыт игры в группе обрел и Рустем Масленников.
После ухода в армию Паши Панова, в 1969-1970 годах, группа играла в ДК "Спутник" в новом составе: Игорь Селюков - руководитель, гитара; Рустем Галиакберов - ударные; Женя Сергеев - гитара; Валера Насонов - клавишные; Фарит Саттаров - наш выдающийся саксофонист.
Надо отметить, что основная танцплощадка располагалась в парке им. А. Матросова, и именно она стала главной кузницей рок-н-ролльных кадров. Но, прежде чем перейти к подробному описанию музыкантов этой площадки, хочу рассказать о ребятах, игравших в ВИА парка "Нефтяник". Как известно, Уфа географически разделена на две части, соединенных одним из самых длинных в России проспектов, и черниковским ребятам было проблематично добираться до парка имени Матросова - без малого 17-20 километров. Невзирая на трудности, щупальца рок-н-ролльного спрута проникли повсюду, и парк "Нефтяник" стал рок-достопримечательностью Черниковки, или, как называли ее аборигены, Чикаго. Состав этого ВИА был ослепительным: лучший в те годы клавишник Юрий Шемагонов, Ренат Шамсутдинов (Чарли) - наш ответ Джинжеру Бейкеру, Фарит Резяпов (Фаритоша) - уфимский Джордж Харрисон, великолепный Саша Тимофеев и прекрасный музыкант Игорь Ефимов (экс-"Эльфы") - один из основателей уфимского рока. Руководил этим ансамблем замечательный человек и музыкант Олег Леонидович Дудинов, очень много сделавший для ребят и навсегда оставшийся в их памяти.
Возвращаясь к парку имени Матросова, хочу сказать, что популярность его была столь высока, что, по воспоминаниям А. Еремина, на площадку набивалось до трех тысяч (!) человек. История рок-музыки в парке имени Матросова связана с ансамблем "Барды". Аркадий Ерёмин, в будущем неизменный руководитель, создал его в 1970 году в первом составе: Аркадий Ерёмин - бас; Володя Уманский - ритм-гитара, вокал; Камиль Мухаметрахимов - гитара; Александр Жаворонков - гитара; Рустем Каримов - ударные. На их выступлениях можно было услышать вещи из репертуара "Santana", "Rolling Stones". В связи с естественной миграцией состав ВИА менялся, но неизменной, как идеи марксизма-ленинизма, оставалась колоритная фигура руководителя Аркадия Ерёмина. В этом ансамбле в разные годы попробовали себя многие музыканты, которые не стали профессионалами и, поиграв немного, отошли от рок-н-ролльных дел. Это прекрасные гитаристы Александр Кочетов, Анатолий Данилов и Саша Фалевич, Гера Якин и Рустем Галиакберов - ударные, Владимир Антышев - саксофон. На этой же танцплощадке после службы в армии начинал свою музыкальную карьеру выдающийся барабанщик Женя Чистяков. Все эти ребята запомнились своей преданностью рок-н-роллу и положительной энергетикой.
По-моему, все уважающие себя рок-нролльные группы прошли через игру на танцах. В силу своего положения группы были свободны от каких-то идеологических догм, на танцах необязательно было играть комсомольские песни отечественных композиторов. И естественно, молодые ребята 18_20 лет давали выход своей энергии и играли те вещи, которые со временем стали классикой рок-н-ролла и ритм-н-блюза.
Следующим шагом в эволюции группы "Барды" был ее переход в группу "Движение". Состав последней был таким: Рустем Каримов - ударные, Кочетов - гитара, в этот период к ним примкнули Саша Тимофеев - гитара, Юра Филиппов - бас-гитара и замечательный пианист Юра Шемагонов, который на данный момент проживает в Таиланде, а в 70-е годы стал одним из основателей и участников группы "Дустар", где играл не менее знаменитый мой сокурсник Марат Юлдыбаев.
Интересный факт: руководителем этого ВИА был наш известный певец Гена Родионов, который, для того чтобы получать хоть какието деньги за руководство ансамблем, был оформлен на должность пожарника.
Чуть подробнее о Рустеме Каримове.
После долгой работы на Севере (1976-1990) и в Таиланде (1995-1998) волею судеб Рустем эволюционным путем сменил неистовую деятельность ударника на размеренную жизнь клавишника и в этом качестве является участником проекта "5R". Но возвратимся в боевые 70-е.
Помимо этого ансамбля, были еще несколько коллективов, которые внесли свой вклад в рокн-ролльное движение нашего города. Очень интересным был ансамбль "Солнечные зайчики" под руководством Владика Свинтицкого, игравшего на соло-гитаре. Помимо него, в состав группы входили: Володя Ториков - басгитара, Саша Расщепкин - ритм-гитара, Роберт Хафизов - ударные.
Интересным был ансамбль с необычным названием "Наташа" в составе: Андрей Голубев - соло-гитара и вокал, который также являлся и руководителем этого коллектива, Слава Мухортов - ритм-гитара, Ринат Файзуллин - бас-гитара, Гера Якин - ударные. Ансамбль базировался в клубе ТРЗ в 1968 году, а в 1969 году перешел играть в ДК имени Салавата Юлаева. Продюсером этого ВИА был Коля Никишин, своего рода подвижник, который доставал инструменты, организовывал концерты и был своего рода "папой", так как был на несколько лет старше ребят. В1970 году после открытия ДК "Юбилейный" на его площадке был создан ВИА "Поиск". В первом составе играли Олег Луговой соло-гитара, Борис Смирнов - бас-гитара, Фарит Резяпов - гитара, Рафаэль Шахразиев - автор песен, Рустем Галиакберов - ударные и Валера Насонов - клавишные.
Последний, обладая очень характерным роковым вокалом, был, к сожалению, не востребован в те годы, как принято говорить сейчас - не входил в формат.
В 1971 году в ДК "Уфимкабель" был создан ВИА "Листья", который просуществовал в неизменном составе до 1975 года. В нем играли Сергей Привалов - соло-гитара, Андрей Демченко - ритм-гитара, Саша Махров - бас-гитара, Игорь Клоков - клавишные, Рашит Галиахметов - ударные. Руководителем ансамбля и вокалистом был Олег Шупиков.
В ДК РТИ с 1975 по 1977 год творила, выдумывала и экспериментировала группа "Азамат" В ее составе были: Олег Воробьев - ритм-гитара, Валерий Сычкарь - ударные, Салават Гильматдинов - соло-гитара, Саша Столбецов - клавишные, Юра Филиппов - бас-гитара и Асхат Насыров - клавиши, вокал. Хотелось бы особо отметить группу с простым, как грабли, названием "Юность", которая располагалась в ДК "Спутник". Руководителем этого ВИА был пианист Володя Берсенев, на бас-гитаре играл Саша Кириченко, гитара и вокал - Юра Филиппов, ударные - Алик Ишкинин, с которым мы начинали еще во Дворце пионеров. Отдельного разговора заслуживает соло-гитарист Саша Афанасьев. Это был действительно самородок, феномен, наш уфимский Джимми Хендрикс. Техника его исполнения поражала изысканностью. Было непонятно, откуда это взялось в простом парнишке с пожарки на ул. Ленина.
Было бы несправедливо не отметить еще один интересный ансамбль. Это ВИА "Звуки времени" под руководством нашего знаменитого саксофониста Фарита Саттарова. Группа была создана в 1971 году. Первый ее состав: Фарит Саттаров - клавишные, саксофон, Салават Гильмандинов - гитара, Борис Вахильт - ударные, Юрий Филлипов - бас-гитара, Сергей Трофимов - вокал. Состав менялся, и в 1974 году, ближе к концу существования "Звуков времени", в группу входили: Фарит Саттаров - руководитель, клавишные, саксофон, Лев Сорокин - вокал, директор группы, Сергей Шайкин - бас-гитара, Владимир Сидоров - ударные, Равиль Хисматуллин - труба и Ольга Селезнёва - вокал.
В конце 70-х среди уфимских музыкантов заметной фигурой был Валерий Бочкарёв - самобытный автор, вокалист со своеобразной манерой исполнения, обладатель характерного по тембру голоса и искусный бас-гитарист.
Несмотря на то что его карьера оказалась не продолжительной, музыкантам и слушателям он запомнился ярким исполнением, индивидуальностью, темпераментом и большим творческим потенциалом. В1978 году, после его возвращения из армии, вместе с Сергеем Рудым они создали группу "Возрождение". Ансамбль отличался интересным репертуаром и высоким исполнительским мастерством. Звуковую палитру обогащали скрипка Светланы Шолоховой, клавишные Николая Бутакова, гитары Рустема Ризванова и Николая Калинюка. Солистами группы были Альберт Акимов и Ирина Миронова. Каждый концерт "Возрождения" становился заметным музыкальным событием города.
Мне тяжело характеризовать все группы - их количество довольно велико, поэтому я бы хотел перейти на частные лица, которые являлись своего рода олицетворением рок-н-ролла и блюза в нашем городе.
Хотелось бы особенно отметить очень интересного действующего музыканта - бас-гитариста Юрия Филиппова. Это о нем современник сказал:
Во всех рок-группах без перекура
на бас-гитаре Филиппов Юра.
Он участник практически всех групп Башкирии и Тюмени и на сегодняшний день является аксакалом баса. Передавая свой бесценный опыт, музыкант руководит молодежной группой "Аспид", ставшей лауреатом рок-фестиваля "Ливень" в 2005 году. Самый молодой участник проекта "5R" Рашид Рамеев считает его своим учителем.
Очень интересными гитаристами были Рустем Масленников, Рустем Абдрахманов и Сергей Пешкин. Последний, будучи прекрасным исполнителем, является еще и отменным мастером, который сам изготовляет, доводит и ремонтирует гитары. Все мы, действующие музыканты, когда-либо прибегали к услугам Сергея. Как сказал участник нашего проекта Рашид Рамеев, все, к чему прикоснутся руки Пешкина, становится золотым.
Не могу не отметить еще одного интересного человека - Юрия Клецкова. Прекрасный музыкант-клавишник, игравший в ансамбле "Смутьяны" при заводе "Прогресс", он в 1971 году создал и довел до серийного производства усилитель "Гармония-70", который в те годы был прорывом в аппаратуре для современной музыки. За разработку и внедрение в производство этого аппарата автор был награжден серебряной медалью ВДНХ и вписал свое имя в историю уфимского рок-нролла. Кстати, до сегодняшнего дня некоторые музыканты используют этот надежный и неприхотливый аппарат.
Подробнее остановлюсь на одном из участников нашего проекта "5R" Рустэме Асанбаеве - на мой взгляд, выдающемся уфимском гитаристе. Как сказал поэт:
В 70-х с "торнадо" алой ворвался
Рустик в наш рок-н-ролл.
Весь поседел, остепенился,
но с рок-н-ролла не ушел.
Он первым стал играть музыку в стиле ритм-н-блюза - вещи Дж. Хендрикса и Б.Б. Кинга. Лично я с ним познакомился в 1970 году, когда он пришел к нам в УАИ поиграть со своими ребятами: на бас-гитаре - Володя Головачёв, на ударных - Сергей Барыкин. Первое, что меня поразило в этом парне, - его горящие глаза и хрипловатый голос. Он спросил: "Чуваки, можно мы поиграем здесь немножко?" - и вытащил из футляра гитару, первую фирменную гитару в нашем городе - "Торнадо" ярко-красного цвета. Только от вида этой гитары дрожь прошла по всему телу. Мы сказали: конечно, играй, даже не потому, что нам было интересно, как играет Рустэм, а хотелось услышать, как звучит его инструмент. Ребята прошли на сцену, они были моложе нас. Музыка была несколько непонятной, мы спросили, что это, они ответили, что Джимми Хендрикс. Оттого вечера у меня остались очень яркие впечатления: горящие глаза Рустэма Асанбаева, алая гитара и музыка Джимми Хендрикса. Затем наши пути несколько разошлись, и уже в процессе подготовки к изданию этого альбома, вспоминая годы боевые, выяснилось, что Рустэм в разные периоды играл с братьями Курамшиными, которые успешно выступали в ансамбле "Красные кресты", Володей Дворником, участвовал в группе "Барды" в один из ее периодов, а в конце 70-х годов был приглашен в группу "Калейдоскоп", организованную в ДК "Авангард" в составе: Геннадий Родин - бас, руководитель ансамбля, Володя Сигачёв - клавишные, Слава Елисеев - ударные, Гоша Бирюков и Игорь Демченко - вокал, флейта. Эта группа стала костяком будущей группы "ДДТ".
Следующий человек, участник нашего проекта, - Рафаэль Шмергельский. Поскольку он был несколько моложе нас, расцвет его творчества приходится на более поздний период. Я уже закончил институт, работал на заводе и немного отошел от активного участия в музыкальном движении. Но 1975-1977 годы я прекрасно помню - в кафе "Встреча" выступал ансамбль (к сожалению, названия у них не было), в котором играли очень интересные, колоритные ребята: Рафаэль Шмергельский, Володя Емелёв, Сергей Аринушкин, Саша Тимофеев, Рафаэль Аминов, Петя Быченко, Салават Батыргареев, Валерий Уманский.
ПЕВИЦЫ
Отдельного повествования заслуживают певицы, или солистки ансамблей, как их называли в те времена. Невозможно ни с ними, ни без них, по словам Дж. Байрона.
В 70-е годы было несколько любопытных исполнительниц: Наталья Тетерина (группа "Эльфы"), Ниля Гильманова, Лиля Загоруй и Ирина Шерстобитова (УАИ), Тамара Мелинг ("Красные кресты"), Ольга Селезнёва ("Звуки времени"), Валентина Белоклокова, которая солировала в разных ансамблях ("Кузнецы грома", "Красные кресты" и др.). Особо хочется выделить выдающуюся вокалистку Татьяну Ишбулатову. Это была настоящая рок-н-ролльная певица по голосу, по манере поведения, по стилю. Мы называли ее уфимской Дженис Джоплин. К сожалению, порядки того времени не дали полностью раскрыться этим талантливым девушкам, но мы, старики, будем помнить о них всегда, поскольку они - частички нас.
Подошел к концу мой небольшой рассказ. Я старался не забыть никого, но если вдруг такое случилось - извините. Тем, кто ушел от нас, - пусть земля будет пухом. Наступили иные времена, звучат другие песни, но старый добрый рок-н-ролл жив и будет жить, а то, что мы все-таки начинали, - этого у нас никто не отнимет.
Ринат Билялов.
Хиппи - это лейбл, навешенный на глубокий скрытый эволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в фенечках и цветах приходятся тысячи невидимых участников андеграунда, людей, чьи жизни настроены на их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии.
Тимоти Лири, 1967.
Хипп - "знать, понимать". Хиппи - это тот, кто осознал, понял. Сами хиппи назвали себя "прекрасные, добрые люди"
Мощное духовное молодежное движение началось в середине 60-х годов и охватило весь мир. В начале 70-х волна докатилась до СССР. "Детям цветов" в стране Гипербореев было холодно и жутковато Нужно было быть внутренне очень свободным и сильным человеком, чтобы выдержать мощное давление системы. Через "добрых людей" в наш серый мир, отделенный от Запада проржавевшим "железным занавесом", попали идеи терпимости, бережного отношения к окружающим людям и природе. Они принесли с собой умную сложную музыку, литературу, свой язык, одежду - все элементы настоящей субкультуры. Рок-культура, которая начала развиваться в России в это время, во многом обязана хиппи. Они были ее самой подготовленной аудиторией. Именно поэтому мы сочли необходимым включить эти фотографии в альбом. Среди симпатичных длинноволосых юношей и девушек в цветастых восточных одеждах, увешанных фенечками и бисерными ожерельями, выделялись яркие харизматические фигуры: Стратей (Юрий Стратиев), Джимми (Урал Хазиев), Развей (Борис Развеев). Прогулка Развеева с поросенком по улице Ленина давно стала легендой как жест внутренней свободы и ироничный вызов обществу. (Кстати, его тут же увезли в кутузку вместе с поросенком.)
Игорь Налепин.