Режиссёр: Алексей Балабанов
Сценарий: Алексей Балабанов
Продюсеры: Сергей Сельянов, Олег Ботогов
Оператор: Сергей Астахов
Художник: Вера Зелинская
Монтаж: Марина Липартия
Костюмы: Надежда Васильева
В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Лика Неволина, Динара Друкарова, Алеша Де, Чингиз Цыдендамбаев, Вадим Прохоров, Александр Мезенцев, Игорь Шибанов, Дарья Лесникова
В Петербурге ХХ века живут две с виду вполне чинные семьи.
В одной – одинокий вдовец, имеющий отношения с прислугой, воспитывает умницу-дочь Лизоньку.
Во второй-благородный доктор Стасов, его слепая жена и усыновленные ими узкоглазые сиамские близнецы-Коля и Толя.
Но в городе появляется немец Иоган и вносит свои корректировки в размеренную жизнь этих людей.
Иоган арендует фото-студию, где с помощью помощников (как правило-должников), снимает как старая нянька хлещет розгами по белым задницам молодым девкам. Его лысый помощник Виктор Иванович продает срамные фотографии. Снимки пользуются спросом, да и клиентура вполне разношерстна. Среди них оказывается и милая, приличная с вида Лизонька.
Ну а далее, как этому частенько учат в кино, в центре действия оказывается именно тот, кто смотрит.
Странно наблюдать за тем, как одни люди совершенно бесчувственны к тем, кто живет рядом, ведь можно запросто обидеть, развратить, унизить, в конце концов-убить. И быть уверенным, что никто не посмеет помешать.
Другие же - не смеют ни сопротивляться, ни помогать, находясь в каком-то, совершенно овечьем оцепенении от своих страданий.
Вполне по Достоевскому: «тварь я дрожащая, или право имею?!». Так и тут-одни «дрожат», другие-«имеют».
Я обратила внимание на то, что в некоторых фильмах Балабанова (и в «Брате», и в том же «Грузе200» с первых кадров присутствует некоторая категоричность, сразу вроде бы понятно кто «человек», а кто «урод». Однако, далее, по сюжету, категории могут видоизменяться. Поступки «людей» кажутся уродскими, а уроды достойны жалости.
И тут белокожий «пьеро» Иоган полон детских комплексов и привязанностей, сросшиеся уродцы вызывают сострадание и жалость, а достопочтенная супруга Стасова со своей влюбленностью в первого, нагло задравшего ей юбку мужика, видится просто гнусной дурой.
Собственно, сама цель фильма - не выдавить скупую слезу от жалости к «униженным и оскорбленным», а попытаться понять, что есть «человек», а что «урод» и какова та тончайшая грань перехода от одного к другому и обратно.