Так вы думаете, нравится ли гитаристу ситуация, когда на сцене его инструмент звучит неразборчиво, бессвязно и неубедительно? И почему звукорежиссер убирает гитару из порталов (и, следовательно, из микса) по причине того, что она звучит чересчур громко прямым звуком, а музыкант в то же время толком не слышит себя на сцене?
В чем же суть проблемы? Ответ до банального прост — температура лампового звука. Действительно, если проверить любой хорошо звучащий гитарный комбо-усилитель по параметрам линейности АЧХ, динамическому диапазону и коэффициенту нелинейных искажений, в зависимости от температуры лампы, ни один из них не выдержал бы этих тестов! Это именно тот случай, когда законы хорошего звучания работают против законов правильности звучания, причем как в случае с электрогитарой, так и с бас-гитарой.
Хотите вы того или нет, но огромные, низвергающие море звука 100 и 200 — градусные лампы практически бесполезны в качестве ведущей силы сценического гитарного кабинета. В это трудно поверить, но это так. И это доказали ведущие производители сценических усилителей. Первопроходцем в изменении ситуации четверть века назад выступила фирма Ampeg со своей моделью SVT. Чтобы прояснить ситуацию, давайте проанализируем факты с точки зрения музыканта на сцене.
Если вам нужен реально полновесный звук, который встряхнет стены большинства, забудьте о децибелах, звуковом давлении и АЧХ кабинетов. Не смотрите на все эти инструкции и графики, потому что пришло время, руководствуясь простыми житейскими соображениями, обсудить преимущества и недостатки 40 (тёплых)-, 100 (горячих)- и 200 (обжигающих)- градусных ламп. Попробуем выяснить, какая из перечисленных конфигураций наиболее удачна с точки зрения достижения драйвового звука гитары, используя в качестве измерителя единственный инструмент, которому стоит абсолютно доверять — собственные уши. И уши говорят нам — хорошо звучат только тёплые лампы.
Пытаясь поправить ситуацию, некоторые музыканты ставят в такие системы элитные лампы (в свое время мы применяли лампы уже не существующей сегодня компании Эдисон Лэмп). Такая замена несколько улучшала тембр гитары, особенно на малых громкостях, но кардинально проблему не решала — законы физики упорно не соглашались с нами.
Биламповые «заморочки». Неудовлетворенные звуком, музыканты искали выход. Посещая гитарные магазины, они иногда получали совет от продавцов опробовать биламповые усилители для получения «действительно аудиофильного звучания гитары». Мы прослушивали усилители, в которых в разных вариациях совместно использовались 40, 100 и 200-градусные лампы, но все выглядело отлично лишь на бумаге. Тональный баланс такого усилителя страдал от фазовых и частотных искажений. Прежде всего, на частотах кроссовера усилитель звучал с провалом в спектре. Для биламп-усилителя также требовался двухканальный предусилитель и стереоусилитель мощности. Гитаре оказался не нужен такой высокий уровень манипуляции с частотными характеристиками. Ей требовалось более простое решение, звучащее убедительно.
Сила теплого лампового звука. Парадокс состоит в том, что массив ламп относительно небольшой температуры выдает именно тот звук на сцене, к которому стремится большинство гитаристов. Не в моих правилах призывать вас, уважаемые читатели, к слепой вере в слова и подгонять практику под теорию: анализ, только точный анализ позволит понять, почему именно такие усилители звучат лучше. Я заинтриговал? Теперь — доказательства.
Первое: вертикальный ряд из нескольких ламп работает как своеобразный линейный массив, формируя направленный пучок звуковой энергии в области нижней середины — именно там, где звучание гитары наиболее критично (что часто недооценивается начинающими гитаристами, выстраивающими на эквалайзере кривую типа «птичка»).
Второе: массив из ламп небольшой температуры имеет резонансную частоту более низкую, чем резонансная частота отдельной лампы массива. Если одна 40 градусная лампа имеет резонансную частоту 80 Гц, то резонанс восьми 40-градусных ламп, находящихся в одном боксе, понижается до 40…50 Гц.
Третье: 40 градусная лампа по сравнению 200-градусной имеет более высокую скорость ионизации, благодаря чему массив из небольших ламп создает искомую всеми музыкантами атаку, причем тембр инструмента сохраняет свою целостность как на малой, так и на большой громкости.
И, наконец, четвёртое: полоса воспроизводимых частот 40 градусной лампы может достигать нескольких килогерц, тогда как полоса 200-градусной лампы редко достигает 500 Гц без значительной неравномерности, и это позволяет более точно воспроизвести обертоны гитары.
Прошедшие годы еще раз подтвердили верность стратегии 8 x 40: сегодня любой известный производитель гитарного усиления выпускает усилитель-колосс с компоновкой 4…8 x 40», а некоторые даже два-три (Marshall, Ampeg, Gallien-Krueger, Fender).