Жанр: некрореалистический фарс, сюрреализм
Год: 1991
Режиссер: Евгений Юфит
В ролях: Анатолий Егоров, Иван Ганжа, Людмила Козловская, Борис Ильясов, Максим Грибов, Ольга Шрамко, Валерий Криштапенко, Саша Лялин.
Мальчику в школе по биологии задали написать рассказ о мыши-бурозубке; на осенние каникулы мама отпускает его к родственникам в деревню, где ему приходится пройти все круги взросления; на волшебном поезде он отправляется туда, откуда возвратиться можно, переехав тяжёлыми стальными колёсами Время-Детство, которое в фильме показано мальчиком, ангелом, умело расставляющим ловушки в канализационной протоке тем, кто не хочет быть взрослым, или взрослым, которым уже отмерен срок?; приезжая, он встречает таких же мальчиков, которые говорят на понятном ему языке, в котором слово "Брат", "Дед", "Играй" обладает первородным истинным смыслом, словами в себе; мальчиков, которые любят играть в игры, и которым также необратимо придётся когда-нибудь умчаться на поезде в страну взрослых, в страну страхов и одиночества; в первый раз попадает на приём к стоматологу, ему всё интересно, и в то же время непонятно, о чём говорит ему врач, и зачем он забивает рот ватой, пытается бежать, куда - неведомо, его хватают и останавливают восемь взрослых, которых он видит в третий раз, но в раз первый вступает с ними в прямой контакт, он уже наблюдал их, видел почти рядом, наблюдал за их странным ритуалом; после насильственного акта лишения человека детства, два взрослых в комнате отправляют телеграмму "Папа, умер Дед Мороз", боюсь ошибиться, но, кажется, отправили они именно эту фразу, констатировали факт. А дальше - поезд, прямые рельсы, и одноногий старик, оставшийся один, чего-то ждущий, и снова восемь немолодых мужчин в пиджаках, вышагивающих на нас из пролеска. Они всё всегда знают наверняка: куда идти, и что делать.
Умирает гусеница, рождается кокон. Умирает кокон, рождается бабочка.
Папа, умер Дед Мороз!
Умер... Я не помню, что я думал, чувствовал, когда мне впервые сказали это слово - "умер". Тот мальчик, которое знал, что это, лежит на рельсах жизни без головы и ног.
Послесловие.
Сюрреализм - сплетение сна и реальности, и подразумевает под собой разные, подчас противоположные трактовки смысла. Творцы жанра как бы предлагают и нам тоже поучаствовать в создании своих произведений, и не факт, что каждый раз получится то же самое, что получалось в прошлые разы. И этот вольный пересказ фильма также мог быть другим, если бы я его смотрел в другое время, при других обстоятельствах. Но лично для меня этот фильм о застывшем в точке воспоминаний ощущении от впервые услышанной фразы "умер".
Награды:
«Гран-при «Золотой Р» на фестивале авторского кино в Римини (Италия, 1993).