Ты чё-то путаешь "побочные расчёты" и "в 15 раз быстрее".
Я не путаю. Вот ты знаешь понятие "математический сопроцессор"? Это штамп с древних времён остался, а фактически это маленькое второе специализированное ядро, отдельный блок в архитектуре процессора. У него своя специально спроектированная система машинных команд, ну, она стековая, как некоторые математические системы программирования и как старые программируемые калькуляторы, очень похоже. Так вот, некоторые куски кода, выполняющие расчёты оптимизируются под него. В принципе, устраивать стараются так, чтобы выполнение шло параллельно. В итоге с верхушки стека снимают результат и код идёт дальше.
Так вот это и в этом контексте я и называю побочными расчётами. Там спецкод выполняется тоже "в 15 раз быстрее". Так вот, на видеокартах есть свой процессор (GPU), как понятно. Ведь там выполняется код, причём специализированный. Ну там шейдеры, к примеру. Довольно давно есть понятие GPGPU - так сказать идея расчётов через GPU, ну скажем так "несколько лет". Есть методы реализации этой технологии - CUDA для nvidia, итд. На них нельзя запустить программу, можно воспользоваться их ресурсами для специализированных расчётов.
И это, не спорь со мной, у меня диссертация из похожей области