для тех, кому интересно, интервью с Hackmesser.
Михаил Hackmesser: «Советские марши помогали моему пищеварению»
- Шаг! Шаг! Дай мне шанс сделать шаг!
Стройный молодой человек в спецовке марширует по сцене, вдруг неожиданно подскакивает и падает на колени, кидается к краю – ухватить его в объектив фото или видеокамеры довольно сложно, так он подвижен.
Экспрессия нравится публике.
Эти парни принуждают обратить внимание на себя.
Эти парни продумывают все до мелочей и в то же время оставляют место для импровизации…
На интервью группа Hackmesser пришла в составе вокалиста Михаила и гитариста Василия.
И так уже вышло, что разговаривали мы в основном с Михаилом, а реплики Василия напоминали гитарные соло – редко, но своевременно и красиво.
Киберпаника (глядя на двух приветливо улыбающихся парней):
– Порой создается впечатление, что, чем брутальней образ на сцене, тем милее человек в жизни…
Михаил: – Это зависит от каждого человека. Бывает на сцене имидж брутальный, а в жизни человек мягкий, бывает и наоборот - человек пишет веселую музыку, а на самом деле оказывается довольно жестким. Просто каждый с помощью творчества может заполнять пустоты своей жизни. В жизни я могу быть хорошим и добрым, а в творчестве выражаю свои внутренние переживания.
Киберпаника: – Для какой аудитории вы творите?
Михаил: - Мы ориентируемся на думающих людей, на тех, кто может задуматься над нашими темами и текстами, над нашим посланием, идеей. Нас слушают, как и молодые совсем, лет по 14-15, так и люди, которым за 40.
Киберпаника: - Ты произнес слово «идея». Т.е. ты считаешь, что искусство должно быть идейным?
Михаил: - Да я считаю, что искусство должно быть идейным, а как же без идеи? Какое же искусство без идеи…
Киберпаника: - Ну, было же понятие «чистое искусство», искусство ради искусства…
Михаил: - Мне кажется, что и искусство ради искусства – это уже идея. Ну, это все равно, что кидать на мольберт шарики с краской и говорить потом, что это великое искусство. И утверждать, что в этом есть идея или, наоборот, что это безыдейно. Скорее всего, это безыдейно. Хотя кто-нибудь может и найдет в этом идею и сам художник решит, что это идейно или безыдейно. Но мне кажется донести красоту это куда более идейно, чем сделать идейное безыдейным.
Кибрепаника: – А какова идея вашего творчества?
Михаил: - Есть люди герои, есть люди, которые ищут любовь, и я думаю, что идея наших песен донести до аудитории красоту понятия о воле, о чести…и о любви.
Кибрепаника: – Ты считаешь, что в наше время этого не хватает?
Михаил: - Да, я считаю, что этого не хватает.
Кибрепаника: – Можешь раскрыть понятия воли чести и любви? Как это должно влиять на слушателей и каким должен быть герой песен?
Михаил: - Например, герой нашей песни «Таран» - летчик, который не вернулся из боевого вылета. В этой песне говорится о людях, которые до конца ведут начатое дело ради идеи.
Кибрепаника: – Ну, например, в нашей армии творится много нехороших дел. Может, есть смысл показывать негативные стороны?
Михаил: – О нехороших делах мы и так все слышим и знаем. Нехорошие дела исходят от нехороших людей, у которых нет никакого понятия о чести, о воли и о любви к Родине и к своим соратникам и мне бы не хотелось делать их героями наших песен.
Кибрепаника: – А есть ли, например, у героя песни «Таран» реальный прототип?
Михаил: - Можно сказать, что это мой дед, который воевал с 13-летнего возраста.
Кибрепаника: – В то же время ваша музыка ориентирована на немецкую стилистику.
Михаил: - Очень много в наших советских маршах было позаимствовано из немецких маршей. Некоторые тексты были переведены на русский язык и стали всенародно любимыми. Мне кажется, мы имеем единые корни, которые идут из глубины, так что я не вижу ничего странного в том, что мы черпаем вдохновение в музыке, которая родилась в Германии. Я не считаю что музыка, которая называется «новой немецкой жесткостью» основывается на фашистских маршах. Марши существовали задолго до фашизма.
Я очень люблю маршевую музыку. Мой дедушка любил марши, он мне их пел. Я еще и говорить то не умел, но уже подпевал дедушке. А почему он мне их пел? Ну, чтобы я не плакал, ну, описался, может, а может, несварение у меня было, а советский марш помогал пищеварению.
Кибрепаника: - Значит, твое знакомство с музыкой началось с маршей?
Михаил: - Марши, потом рок. В 7 лет моей первой кассетой стал сборник лучших вещей Оззи Осборна. Потом были Metallica, Iron Maiden, «Короззия Металла», а потом, я, видимо, устал от рока и в последних классах школы стал слушать…рэп. Тогда появился Эминем. Мне понравилось, и где-то года 4 я сидел на рэпе. Даже читал рэп. У нас с другом была своя группа, с которой мы выступали. Но потом я понял, что рэп - это совсем не мое.
Кибрепаника: - И переключился на Rammstein?
Михаил: - Нет, Rammstein были еще до рэпа. Мы учились с Константином Hackmesser в одной группе в институте, и оба фанатели от Rammstein. Как помню 28 ноября 2004 немцы давали концерт в Олимпийском и мы с Костей решили пойти. И загорелись – создать группу, которая будет играть тяжелую музыку, и нести в себе определенную идею – стать символом новой музыки России. Остальные подтянулись через объявление, которые Константин разместил в Интернете. Вот Василий, например. Так и Йогурт нашелся, наш клавишник. Сейчас мы все друзья и уже больше, чем просто люди, которые собираются вместе и играют музыку. Мы уже три года вместе, играем жесткую музыку о чести, воли и любви.
Кибрепаника: – Песня «Инвалид» об этом же?
Михаил: - Эта песня не стеб, как некоторые иногда думают. Ее смысл рассказать о том, что инвалиды сильные люди, потому что они и бегут без ног, и берут без рук, и тем более, любят. Своим больным сердцем. И, несмотря на все сложности, они остаются людьми и пытаются чего-то добиваться и жить.
Кибрепаника: – На написание этой песни тебя вдохновил конкретный случай?
Михаил: - На самом деле за примерами ходить далеко не надо. Можно зайти в любой вагон метро или пройтись по улице. Однажды я видел, мальчика, который плохо ходил, а вокруг него прыгали здоровые ребятишки и передразнивали его, смеялись над ним. И мне показалось, что это недопустимо. Вот и родилась песня. Я написал текст, Василий и Константин музыку.
Киберпаника: - Кстати, ведь до того, как нести в народ свою музыку, вы занимались созданием каверов на группу Rammstein. Каково начинать с каверов?
Михаил: - Зависит от присутствия усилия воли. Если человеку не нравится, что из-за этого его ассоциируют с тем или иным коллективом, то можно и не начинать этого, потому что в любом случае тебя будут сравнивать.
Василий: - Когда человек играет чужие произведения, это его развивает. Учась в консерватории, обязательно разучивают произведения композиторов. Есть мнение, что это убивает фантазию, но все зависит от человека. От того, может ли он анализировать то, чем занимается. Делать кавер версию песни значит практически родить произведение заново. Нужно, чтобы слушатель получил такой же эффект от прослушивания, как и от оригинала.
Михаил: - Создание кавер версии зависит от того, как я сам чувствую песни, какая в них заложена энергетика. Я анализирую концерты Тилля Линдманна и понимаю, что во многих моментах, я повел бы себя так же, как и он.
Киберпаника: - Получается, вы тоже склонны к эпатажу?
Михаил: - Эпатаж, безусловно, присутствует. Мы также используем пиротехнику и спецэффекты.
Василий: - Концерт должен нести себе и эпатаж и провокацию, но для этого не обязательно показывать голую жопу.
Киберпаника: - А границы поведения должны быть или нет?
Михаил: - Должны быть. Например, убивать и насиловать нельзя – это античеловечно. Лучше бы ты меня спросила, что является по-твоему границей, а я бы ответил, считаю я так же или нет. А вообще, мы все делаем от души, а души у нас светлые.
Киберпаника: - Ваше выступление это шоу?
Василий: - Музыкальное выступление уже само по себе – шоу.
Михаил: - Мы выступаем в костюмах, используем пиротехнику и не стоим на сцене, движения должны передавать музыку
Василий: - Когда человек приходит на концерт симфонической музыки, то видит музыкантов, одетых одинаково, и дирижера, который руководит оркестром артистично и это тоже шоу. Рок музыка – песня о человеке – это театр. Лирический герой этих песен – рок исполнитель, поэтому он должен быть действующим лицом, должен представлять что-то из себя на сцене.
Михаил: - То, что мы делаем на сцене, иногда абсолютно не запланировано, это часть нашей музыки. Я выхожу на сцену и угощаю зрителей нашей энергией.
Лиса «Rock’n’Roll Doll» Рослова-Ассоциация КИБЕРПАНИКА