Warning №1. Все приведенные примеры уже имеют таймкод и начинаются с того момента, на который автор хочет обратить внимание.
Warning №2. Не слушайте товарищей, которые будут кричать: Автотьюн появился только в 1997 году – смотри википедию!!! В те времена все было честно, и раки по три рубля!
Думаю, автотьюн в сегодняшней музыке давно уже набил всем оскомину. Всем известно, что первый программно-аппаратный комплекс по выравниванию вокала по интонации появился в 1997 году, а один из первых и самый известный пример его использования – песня Шер Believe. Но бьюсь об заклад, ты не знал, мой дорогой читатель, что уже в 80-е были средства по корректировке не совсем точно спетых нот (но это, конечно, было на загнивающем Западе, а не у Тропилло с Вишней).
Вообще, в классическую эпоху рока, то есть в 60-е - 70-е годы было несколько способов получить идеальный по интонации вокал:
1. Перезапись, перезапись, перезапись. То есть записывание дублями до победного, пока звезды не сойдутся, и вокалист не споет, наконец, точно. Вокалистам давали советы вставать на цыпочки, улыбаться, больше дышать и так далее.
2. Дабл-трек и использование бэк-вокала. Позволяло несколько скрасить огрехи за счет более «жирного» звучания.
3. Использование реверберации. Как известно, реверберация скрашивает многие огрехи исполнения. При «сухом» же звуке недочеты слышны. Также использовались хорус, компрессия с сильным сжатием и так далее.
4. Чит №1. Запись на более медленной скорости магнитофона и, соответственно, в более низкой тональности с последующим ускорением записи и, соответственно, возвратом тональности назад и повышением голоса по высоте.
Короткий единый пример использования этих четырех нехитрых трюков – ниже.
https://youtu.be/wkeWSJBZ990?t=163В 80-х к этому добавились цифровые трюки. В это время появились цифровые магнитофоны, которые позволяли хранить записанные партии в виде кода. Также появились сэмплеры, способные загружать с пленки ограниченный по длительности кусочек записи в цифровом виде, разбивать его на составные части, обрабатывать и так далее: безумно дорогие Синклавиры, Фэйрлайты, Э-му III и так далее. Безусловно, такой подход требовал длительной и кропотливой работы звукорежиссера и автотьюном такую операцию и не назовешь, потому что автоматизации процесса как таковой не было. Это называлось «питч коррекцией». Но дальше по тексту я все равно буду называть это автотьюном.
Все знают, как звучит автотьюн сегодня, но, опять же, немногие знают, как звучал автотьюн тогда. Лучший, на мой взгляд, пример – знаменитейшая песня Heaven is a Place on Earth (1989 год), где присутствуют все вышеперечисленные ухищрения с вокалом плюс автотьюн.
https://youtu.be/P-WP6POdTgY?t=36Послушайте, как в конце каждой строчки текста немного неестественно дрожит голос певицы (как в диснеевских мультифильмах, когда голоса мышек имитировали, ускоряя пленку). Также наблюдается и другой побочный эффект автотьюна как «усталость» голоса. Стоит правда отметить, что звучит это немного в большей степени естественней сегодняшнего автотьюна. Вокал на всем альбоме с этой песней был вручную выправлен звукорежиссером. Я всегда замечал, что, также как и в примере с Шер, вокал звучал необычно, но не знал, в чем причина.
Еще один пример песни той же певицы, Белинды Карлайл (слушайте конец строчки). В этом пример можно наблюдать еще один побочный эффект – желая дотянуть голос до ноты, голос немного перетянули и завысили по строю.
https://youtu.be/pmZYE8j2ZNs?t=48С конца 70-х можно также было использовать синтезатор «вокодер» (и его конкурентов), который модулировал голосом ноты, играемые на клавиатуре. Хороший пример, звучащий почти как современный автотьюн, ниже (87-й год, ребята!):
https://youtu.be/c1xf_RWhwso?t=78Вообще, искать примеры автотьюна того времени достаточно сложно, поскольку тогда им не злоупотребляли:
- во-первых, использовали его довольно замаскировано, чтобы не быть обвиненными в обмане слушателей;
- во-вторых, технические возможности не позволяли тогда использовать его всюду, поэтому втыкали его только на самых ответственных участках партии.
Другой пример – песня KISS «My way» с попсовейшего альбома Crazy nights (1987). Меня всегда поражал момент в конце песни, когда голос Пола Стэнли, и так довольно высокий в этой песне, просто взмывал до небес.
https://youtu.be/ogY-ncPiDfU?t=179Послушав этот фрагмент несколько раз в наушниках можно заключить: голос в этом моменте звучит неестественно, как минимум ускоренно. Сегодня, когда есть возможность послушать изолированный вокальный трек с этой песни, можно заключить: здесь есть не только «классические» приемы, но и:
- явный автотьюн, как минимум во всех моментах протяжных нот;
- запись очень короткими кусками (слышны места пуска и остановки пленки), видимо, использовали способ номер 1, доведенный до предела.
https://youtu.be/CM7O0iuTZZU?t=119Слушайте конец фразы:
https://youtu.be/CM7O0iuTZZU?t=60Не помню где, не то в книге у Пола Стэнли, не то у Джина Симмонса я читал, что они жаловались, как тяжело было записывать вокал для этого альбома – просто куча дублей, ведь Полу Стэнли нужно было петь очень высоко, а автотьюна не было. Как же это не было?