МУЗЫКА > ЭТО ИНТЕРЕСНО
Автотьюн в 80-е
desp:
Warning №1. Все приведенные примеры уже имеют таймкод и начинаются с того момента, на который автор хочет обратить внимание.
Warning №2. Не слушайте товарищей, которые будут кричать: Автотьюн появился только в 1997 году – смотри википедию!!! В те времена все было честно, и раки по три рубля!
Думаю, автотьюн в сегодняшней музыке давно уже набил всем оскомину. Всем известно, что первый программно-аппаратный комплекс по выравниванию вокала по интонации появился в 1997 году, а один из первых и самый известный пример его использования – песня Шер Believe. Но бьюсь об заклад, ты не знал, мой дорогой читатель, что уже в 80-е были средства по корректировке не совсем точно спетых нот (но это, конечно, было на загнивающем Западе, а не у Тропилло с Вишней).
Вообще, в классическую эпоху рока, то есть в 60-е - 70-е годы было несколько способов получить идеальный по интонации вокал:
1. Перезапись, перезапись, перезапись. То есть записывание дублями до победного, пока звезды не сойдутся, и вокалист не споет, наконец, точно. Вокалистам давали советы вставать на цыпочки, улыбаться, больше дышать и так далее.
2. Дабл-трек и использование бэк-вокала. Позволяло несколько скрасить огрехи за счет более «жирного» звучания.
3. Использование реверберации. Как известно, реверберация скрашивает многие огрехи исполнения. При «сухом» же звуке недочеты слышны. Также использовались хорус, компрессия с сильным сжатием и так далее.
4. Чит №1. Запись на более медленной скорости магнитофона и, соответственно, в более низкой тональности с последующим ускорением записи и, соответственно, возвратом тональности назад и повышением голоса по высоте.
Короткий единый пример использования этих четырех нехитрых трюков – ниже.
https://youtu.be/wkeWSJBZ990?t=163
В 80-х к этому добавились цифровые трюки. В это время появились цифровые магнитофоны, которые позволяли хранить записанные партии в виде кода. Также появились сэмплеры, способные загружать с пленки ограниченный по длительности кусочек записи в цифровом виде, разбивать его на составные части, обрабатывать и так далее: безумно дорогие Синклавиры, Фэйрлайты, Э-му III и так далее. Безусловно, такой подход требовал длительной и кропотливой работы звукорежиссера и автотьюном такую операцию и не назовешь, потому что автоматизации процесса как таковой не было. Это называлось «питч коррекцией». Но дальше по тексту я все равно буду называть это автотьюном.
Все знают, как звучит автотьюн сегодня, но, опять же, немногие знают, как звучал автотьюн тогда. Лучший, на мой взгляд, пример – знаменитейшая песня Heaven is a Place on Earth (1989 год), где присутствуют все вышеперечисленные ухищрения с вокалом плюс автотьюн.
https://youtu.be/P-WP6POdTgY?t=36
Послушайте, как в конце каждой строчки текста немного неестественно дрожит голос певицы (как в диснеевских мультифильмах, когда голоса мышек имитировали, ускоряя пленку). Также наблюдается и другой побочный эффект автотьюна как «усталость» голоса. Стоит правда отметить, что звучит это немного в большей степени естественней сегодняшнего автотьюна. Вокал на всем альбоме с этой песней был вручную выправлен звукорежиссером. Я всегда замечал, что, также как и в примере с Шер, вокал звучал необычно, но не знал, в чем причина.
Еще один пример песни той же певицы, Белинды Карлайл (слушайте конец строчки). В этом пример можно наблюдать еще один побочный эффект – желая дотянуть голос до ноты, голос немного перетянули и завысили по строю.
https://youtu.be/pmZYE8j2ZNs?t=48
С конца 70-х можно также было использовать синтезатор «вокодер» (и его конкурентов), который модулировал голосом ноты, играемые на клавиатуре. Хороший пример, звучащий почти как современный автотьюн, ниже (87-й год, ребята!):
https://youtu.be/c1xf_RWhwso?t=78
Вообще, искать примеры автотьюна того времени достаточно сложно, поскольку тогда им не злоупотребляли:
- во-первых, использовали его довольно замаскировано, чтобы не быть обвиненными в обмане слушателей;
- во-вторых, технические возможности не позволяли тогда использовать его всюду, поэтому втыкали его только на самых ответственных участках партии.
Другой пример – песня KISS «My way» с попсовейшего альбома Crazy nights (1987). Меня всегда поражал момент в конце песни, когда голос Пола Стэнли, и так довольно высокий в этой песне, просто взмывал до небес.
https://youtu.be/ogY-ncPiDfU?t=179
Послушав этот фрагмент несколько раз в наушниках можно заключить: голос в этом моменте звучит неестественно, как минимум ускоренно. Сегодня, когда есть возможность послушать изолированный вокальный трек с этой песни, можно заключить: здесь есть не только «классические» приемы, но и:
- явный автотьюн, как минимум во всех моментах протяжных нот;
- запись очень короткими кусками (слышны места пуска и остановки пленки), видимо, использовали способ номер 1, доведенный до предела.
https://youtu.be/CM7O0iuTZZU?t=119
Слушайте конец фразы:
https://youtu.be/CM7O0iuTZZU?t=60
Не помню где, не то в книге у Пола Стэнли, не то у Джина Симмонса я читал, что они жаловались, как тяжело было записывать вокал для этого альбома – просто куча дублей, ведь Полу Стэнли нужно было петь очень высоко, а автотьюна не было. Как же это не было?
Gafur:
Автотьюн - изменение высоты голоса без изменения скорости. Без цифры это невозможно. Вот они и ускоряли запись, пропев дольше нужного. Получался нужный тон с нужной длительностью.
ОЭРМЮД:
Какие ваши доказательства?У Белинды такое вот своеобразное вибрато. Это отлично слышно на живых выступлениях.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=JgIuWDxgWjw[/youtube]
Ну и сверхъестественного ничего нет по исполнению :dragonflamir:.
desp:
Гафур, Оэрмюд, вот честно, специально ради вас - моих постоянных читателей, пишу.
--- Цитата: Gafur от 05 Декабря 2018, 10:22:03 ---Автотьюн - изменение высоты голоса без изменения скорости. Без цифры это невозможно. Вот они и ускоряли запись, пропев дольше нужного. Получался нужный тон с нужной длительностью.
--- Конец цитаты ---
Гафур, ты невнимательно читал пост. Речь не только о классических аналоговых технологиях, но и как раз о только появившейся тогда цифре.
--- Цитата: ОЭРМЮД от 05 Декабря 2018, 10:34:23 ---Какие ваши доказательства?У Белинды такое вот своеобразное вибрато. Это отлично слышно на живых выступлениях.
Ну и сверхъестественного ничего нет по исполнению :dragonflamir:.
--- Конец цитаты ---
Оэрмюд, После своеобразного вибрато Володося меня мало что может удивить.
https://youtu.be/LhFiiAe-FZY?t=6302
Если говорить серьезно, то твоя ссылка - на концерт того же временного промежутка, и звук там, конечно, был хорошо пролечен перед релизом. Навскидку - явно слышен дабл-трек на лидирующем вокале, например. А на сегодняшних живых записях она, кстати, такое вибрато не особо демонстрирует. А вот не тянет весьма сильно.
По поводу доказательств - я читал на англоязычном форуме пост не то самого звуковика, не то его коллеги (читал давно, не помню подробностей), что звукорежиссер потратил несколько недель (!) на ручную корректировку нот на этом альбомчике, в общем-то. У меня в арсенале есть еще несколько потенциальных кандидатов в автотьюн 80-х, но точно я про них не могу быть уверен. По поводу Белинды - я уверен. Посмотрите вторую ссылку, где перетянули ноты: если про вибрато еще можно дискутировать, то такой перетяг - явно свидетельство искуственности (слово agaaaaaain).
Gafur:
--- Цитата: desp ---только появившейся тогда цифре
--- Конец цитаты ---
данунафиг, что-то минимально похожее на современную цифру появилось как раз где-то во второй половине 90-х, до этого мощи не хватило бы ни на что, баловство одно.
Навигация
Перейти к полной версии