Шесть лет уже мы пытаемся взглянуть на наши хоккейные победы и поражения с точки зрения человеческой психологии. И – никогда не ошибаемся.
Все наши хоккейные победы и поражения очень чётко вписываются в некие психологические модели. Более того, законы человеческой психологии срабатывают в нашей хоккейной сборной в каком-то особо выпуклом, подчас гротескном виде, но срабатывают железно. А мы раз за разом забываем о них, раз за разом наступаем на те же грабли.
Законы эти достаточно просты, и в отношении именно нашей, российской, сборной все эти законы можно кратко сформулировать так: чем хуже – тем лучше. Можно чуть расширить: никогда мы не побеждали благодаря чему-то, всегда побеждали только вопреки.
Примеры работы этих законов начинаются прямо с выхода отечественного хоккея на мировой уровень. Прямо с 1954 года, когда сборная СССР выиграла свой первый чемпионат мира. Потому что была "котом в мешке". Потому что никто от неё этого не ждал. Потому что готовили ту сборную к чемпионату мира приблизительно так же, как в Советской Армии готовили новобранцев к приёму присяги.
Потом был год 1955. Куда приехали злая Канада и сборная СССР в распальцованном виде действующих чемпионов мира. И получила от Канады – 5:0. Но это "возюканье мордой об лёд" сыграло свою воспитательную роль уже через полгода, когда советский хоккей дебютировал на зимних Олимпийских играх. И выиграл, в том числе и у Канады. Выиграл у всех.
Дальше законы психологии работали в нашем хоккее с неотвратимостью гильотины. Суперсерия-72. Наша команда приехала в Канаду в роли мальчиков для битья. Все похоронили нашу сборную ещё задолго до старта серии. А в итоге были и 7:3 в первом матче, и вернулись мы домой, имея в своём активе две победы при одной ничьей и одном поражении. Да ещё выиграли в первом домашнем матче серии, после чего в трёх оставшихся играх сборной СССР для общей победы достаточно было один раз сыграть вничью. А проиграли все три оставшихся матча. Потому что были обласканы партией и правительством за канадскую часть серии. Потому что миссию свою, по сути, уже выполнили.
Примеров таких можно приводить сколько угодно. Вы, конечно, спросите, почему же сборная СССР так долго царствовала на мировом хоккейном Олимпе? Да потому что ни с кем в той сборной – сперва Чернышева и Тарасова, затем Тихонова и Юрзинова – не цацкались. Будь ты хоть дважды или трижды олимпийский чемпион. Постарел Коноваленко, появился Третьяк – давай, Сергеич, до свидания, играй в своём Нижнем. Упала в 35 лет стартовая скорость у Бориса Михайлова – и никто не посмотрел на его два олимпийских титула, на 428 шайб в чемпионатах СССР, на то, что он капитан сборной – добро пожаловать в СКА, Борис Петрович! Опоздал на тренировку Игорь Ларионов (по другой версии – взбрыкнул на Тихонова, по официальной — простыл), и — пожалуйста: сборная СССР на призе "Известий" имеет первую пятёрку в новом формате: Фетисов – Касатонов, Макаров – Масленников – Крутов. Вы слышали о хоккеисте Масленникове — по крайней мере, настолько, чтобы ему быть центром первого звена непобедимой "Красной машины"?
В этом и заключался рецепт непобедимости нашей сборной. Люди в ней были винтиками, причём все люди, не только игроки. Не даёшь результат – второй шанс, как Виктору Тихонову после Олимпиады-1980, быть может, ещё и дадут. Но больше – ни-ни. И деваться в закрытой стране некуда. Особенно без высшего образования, особенно офицерам, которыми были все игроки ЦСКА и "Динамо". Ждёт тебя завод или отдаленный гарнизон, где будешь рассказывать слесарям или тюленям о своих олимпийских достижениях.
Думаете, что-то изменилось в новейшие времена? Как бы не так! Питер-2000 помните? Там тоже были созданы абсолютно все условия, вплоть до девушек в кокошниках с хлебом-солью. Чем всё закончилось, напоминать нужно? А Владиславу Третьяку, похоже, нужно.
Самой слабой российская сборная была на чемпионате мира 2002 года. Когда мало кто приехал в Новогорск после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, а тех, кто приехал, тогдашний главный тренер Борис Михайлов выгнал. Помнится, он тогда знатно бушевал по поводу "этих благодетелей", а от нас, журналистов, требовал: "Так и напишите: не просто выгнал, а выгнал на х..!" "Борис Петрович, — разводили мы в ответ руками. – Разве нам разрешат так написать?" "Не разрешат?– вопрошал Петрович, и продолжал: — М-да, ну тогда напишите: выгнал в п…!"
Как только не потешались тогда над сборной России, а она, без энхаэловцев, усилиями в основном Андрея Коваленко, Максима Сушинского и, конечно, "чудотворца в рамке" Максима Соколова взяла, да и завоевала серебряные медали. Что на фоне девятилетнего медального "безрыбья" выглядело настоящим чудом.
Турин-2006 помните? Блестящую победу над канадцами в четвертьфинале. Сухую, между прочим. Уж как мы только наших хоккеистов не хвалили, на какие подиумы не поднимали. А потом? Два поражения в полуфинале и матче за третье место, когда всё наше хвалёное нападение не смогло забросить ни одной шайбы. А почему не смогло? Да потому что мы их сами на подиум возвели.
Домашний чемпионат мира-2007 не забыли? Уж как готовились, как готовились! Всех, кого можно, из НХЛ призвали. И финнам же в полуфинале проиграли.
А Квебек-2008? Когда всё было против нас — площадки, судьи — всё! Нас бережно вели под локотки к финалу, чтобы в нём скормить (в качестве вишенки на торте) основоположникам в год столетия ИИХФ. И не забивающий Ковальчук, в четвертьфинале подравшийся со швейцарцем и дисквалифицированный на полуфинал. Помните? После этого был Берн-2009, и мы приехали, такие двукратно-распальцованные, в олимпийский Ванкувер. Хорошо съездили?
Мы должны были побеждать в Сочи. Потому что не далее как в мае прошлого года американцы очень качественно повозили нас мордами об лёд. Помешали два фактора. Во-первых, Зинэтула Билялетдинов совершенно не акцентировал на этом внимание, а должен был. И не просто напоминать, а мучить этим своих игроков, как совесть убийцу: вы помните, с чем смешали вас янки? А во-вторых, ФХР своими руками создало условия, когда хоккеисты сборной почувствовали себя великими и незаменимыми.
В начале 90-х годов прошлого века, когда советские спортсмены в промышленных количествах ринулись на Запад, был очень популярен такой анекдот. "Чем отличается немецкий футболист от русского? Ответ: немецкий футболист, заключив контракт на миллион, выходит на поле уродоваться, чтобы заключить контракт на два миллиона. Русский футболист, заключив контракт на миллион, считает, что жизнь удалась, после чего забивает на футбол и живёт полной грудью". Всё то же самое можно сказать и о наших хоккеистах, сколько бы лет они ни играли в НХЛ.
Кто такой хоккеист в НХЛ? Там точно так же, как и в Советском Союзе, любую звезду немедленно отправят в фарм или куда-нибудь ещё, если она зазвездится. Если просто так отправить нельзя, получаются истории вроде тех, что случились с Яшиным, Ковалевым или Брызгаловым. Когда тому, на кого ещё вчера молились, сегодня готовы отдать кучу денег, лишь бы с глаз долой. А почему это происходит? А потому что таков менталитет русского человека. Это корейцу Ан Хён-Су можно создать все условия, после чего он проникнется безграничной ответственностью к стране и людям, их создавшим. И завоюет три золотые медали на Олимпиаде. Американцу Вику Уайлду можно создавать все условия. Но если их создать русскому человеку, он сразу же почувствует себя единственным, великим и незаменимым. А разве великий и незаменимый может гробиться на тренировках? И с низкого старта выполнять команды какого-то дядьки, зачем-то назначенного мне, великому, главным тренером сборной.
Вот и весь ответ на вопрос: кто виноват в сочинском поражении. Сам Третьяк, если можно так выразиться, "пошёл в полную сознанку", когда признался, что нашим хоккеистам были созданы абсолютно все условия. Не условия надо было создавать, а наоборот! Отобрать у всех энхаэловцев паспорта прямо в аэропорту и сказать, что вернут по итогам Олимпиады. А может, и не вернут, потому как в Нижнем Тагиле и Пензе хоккей тоже поднимать нужно. Поселить их не в отдельных номерах, а в бараке-клоповнике. Кормить четвертушкой чернушки в день. Унижать их ежечасно морально и физически, тренерским штабом и СМИ – для поднятия боевого духа. Не "Вы – надежда и опора России", а "Что, бездельники, припёрлись подхалтурить?" (последняя почти цитата, кстати, Бэбкока – ванкуверская, перед матчам с немцами). Уверяю вас, наша сборная не просто бы выиграла, она вынесла бы всех шведов с канадцами вперёд ногами и имён бы не спросила.
Увы, никто так делать не станет – не та сейчас страна. А люди остались всё те же. Поэтому Третьяк (или кто там придёт ему на смену) будет и дальше целовать хоккеистов во все места и создавать им все условия. А хоккеисты, проникшись собственным величием, будут и дальше проигрывать все главные матчи.
Потому что с русской психологией бороться бесполезно.
Максим Лебедев